Всероссийский портал дополнительного образования    система поиска и поддержки молодых талантов
 

Глушко Лилия (Конкурс «Валаам: духовные скрепы Отечества»)

Моя мечта попасть на Валаам пока так и осталась мечтой. Очень близко я подошла к её исполнению в прошлом мае, когда прилетала в Санкт-Петербург. Но, к сожалению, планы не осуществились. Поэтому личных впечатлений от посещения этого места силы у меня нет. Но о нём мне поведала моя тётя – настоятельница женского Новодевичьего монастыря матушка София. Место это поистине удивительное, не раз менявшее гражданство, перенёсшее полное разрушение и людское   изгнание всё время чудесным образом восстанавливалось и принимало послушников, монахов, просто верующих людей, ищущих утешения. Мне хотелось увидеть своими глазами Спасо-Преображенский собор, красоту природы самого карельского острова, ощутить неописуемый душевный трепет, который испытываешь всегда при посещении намоленых мест.

Монастырь основали примерно в 10 веке Германом и Сергием Валаамскими, В исторических летописях проводится параллель с Крещением Руси Владимиром. История России тесно связана с историей монастыря. Он не раз был разрушен шведами и возобновляем, последний раз в 1756 году. В те далёкие времена монахи- селились на отдалённых местах русского севера, сзывали туда подвижников – так и организовывались новые поселения. Несли они людям чистоту и святость своего разума, культуру и грамотность. Наверное, поэтому тянулись люди в это тихое намоленое место, чтобы обрести душевный покой и благость. Исстари для многих наших императоров место Валаам особенно святое. Его любили посещать Александр 1 и Александр 2. Сейчас сюда наведывается Владимир Путин, который считает что "в соответствии с некоторыми представлениями церкви, первый каменный крест здесь водрузил, на Валааме, святой апостол Андрей Первозванный, а он, как известно, является покровителем России".

Современное российское общество переживает период сложных изменений, что подвергает серьезному испытанию всю систему морально-нравственных устоев молодежи. Нестабильность, высокий уровень занятости родителей, или, наоборот, безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера, доминирование материальных ценностей над духовными пагубно влияют на воспитание детей. Часто у детей искажены понятия милосердия, доброты, великодушия, справедливости, патриотизма.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать достойными представителями общества, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков, хранителями которых исстари были монастыри. Историю одного из них я вам сейчас и поведаю.

В начале ХХ века все гости Петербурга, въезжающие в город через Московскую заставу издалека видели высокую четырёхъярусную колокольню с золочёным куполом. За каменной оградой, отделённой забором зелёных деревьев, тянулись двухэтажные корпуса монастырских строений. В центре высился Воскресенский собор с массивной луковичной главой. Точно таким и я увидела его летом 2015 года, когда впервые побывала в гостях у своих родственников в Санкт- Петербурге. Знакомство с историей и жизнью этого великого города, его монастырем и жизнью монахинь подтолкнуло меня к исследованию. Мне захотелось узнать – как живут монахини, чем наполнен их духовных мир, как в целом живет монастырь.

Основание Воскресенского Новодевичьего монастыря относится ко времени царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра I. В Смольном   дворце в ночь на 25 ноября 1741 года Елизавета молилась перед иконой Божией Матери «Знамение» о даровании ей Российского престола. И клялась, что если она станет Государыней, то не казнит ни одного человека. И на протяжении своего почти 20-летнего царствования она этот обет перед Богом ни разу не нарушила.

Со временем Смольный Дворец был перенесён на место его современного расположения. А здесь, у Московской Заставы, Елизавета Петровна распорядилась построить Монастырь, чтобы в конце царствования отправиться в него на покой. Архитектор – Франческо Бартоломео Растрелли начал постройку монастыря для 120 благородных девиц. План этого монастыря – прямоугольник, разделённый на 120 комнат с вытянутой галереей и в середине одного из фасадов – дом для настоятельницы. По углам этого периметра располагались 4 церкви с куполами, а в центре – собор Казанской матери Божией. При Екатерине II монастырь получил дальнейшее развитие. При нем было образовано училище девиц благородного происхождения – впоследствии Смольный институт. Жизнь самого монастыря тогда так и не устроилась и он был упразднён.

Второй этап становления монастыря начался в 1845 году, когда Николай I приказал возобновить деятельность монастыря. Тогда-то и был выделен участок земли около Московских Триумфальных Ворот – современное место обители. Заложили её в присутствии самого Государя. Первой игуменьей назначили монахиню Феофанию, в миру Александру Сергеевну Щулепникову, происходящую из знатного дворянского рода. После внезапной смерти супруга – генерала и дочери госпожа Щулепникова решила посвятить свою жизнь служению Богу. Тогда ей было 60 лет.

До революции 1917 года на территории монастыря действовало несколько храмов – Воскресения Христова, Божией матери Казанской, Божией матери Афонской, Трёх Святителей. Перед революцией в монастыре жило 77 монахинь и 66 послушниц. Капитал монастыря составлял 1,5 млрд. руб.

Работали иконописная, золотошвейная, чеканная и ковровая мастерские – известные по всей России.

Монастырь закрыли в 1918 году. Но сёстры создали трудовую общину, которая продержалась до 1932 года. Игуменью Феофанию выслали в Башкирию. Монахинь оставили в богадельне, где они и закончили свои дни. Монастырь разграбили, с куполов церквей поснимали золоченые кресты. Здания монастырского комплекса уцелели чудом. Во время хрущевских оттепелей городские власти хотели взорвать уникальный по архитектуре Казанских храм, но это не совершилось. В сохранившихся после II мировой войны зданиях без куполов и шатров, разместились склады Научно-исследовательского института машиностроения.

В декабре 1996 года в храме появилась обновлённая икона Казанской Божией Матери. Потемневшая от времени, сменившая многих владельцев, она сама обновилась, как только попала в храм.

История этой иконы удивительная и связана с моей родословной. Перед Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. мои родственники переехали из Брянской Губернии в Петербург и трудились на простых работах. Жили в общежитии как раз напротив Новодевичьего монастыря. Маленькими детьми их водили в Собор на Причастие. Потом война и блокада Ленинграда. Одна из знакомых моей прапрабабушки Марины Степановой должна была эвакуироваться по «дороге жизни», а все мои родственники остались в Ленинграде на все 900 дней блокады. Так вот, эта знакомая говорит прапрабабушке Марине: «У меня дома икона – я не могу её бросить и взять не могу – количество вещей строго ограничено. Не могли бы её взять к себе – молитесь, может быть она спасёт вас от смерти». И вот мои бабушки взяли санки и везли эту икону от Никольского Собора к себе домой. Были они совсем маленькими, по 8 и 9 лет, истощенными, изможденными блокадой. Шёл январь 1942 года. Но икону не бросили и стали все на неё молиться. Это была икона Казанской Матери Божией. И сегодня все родственники верят, что именно   Икона и молитвы помогли выжить нашей семье в блокаду.17 июня 2006 года митрополит Петербургский и Ладожский Владимир совершил освящение Казанского Храма Воскресенского Новодевичьего монастыря именно этой иконой.

А до этого момента прошло долгих 15 лет восстановления монастыря.

Нынешняя игуменья монастыря матушка София возглавила монастырь в 23 года и уже 22 года возрождает обитель (Матушка София – это правнучка Марины, спасшей икону Казанской матери Божией в Великую Отечественную войну). Христианской России нужны были молодые, полные сил и духа люди, способные возводить утерянные вековые традиции и восстановить разрушенные храмы. Матушка София (при постриге имя меняется) смело взялась за восстановление Казанского храма и всего монастыря. Каменный храм заложенный в 1908 году, построенный в 1912 и восстановленный стараниями матушки Софии впервые был освящен.

По архивным документам были воссозданы храмовые росписи, в церкви и келейных корпусах вставлены окна и двери, проведена система отопления, на куполах храма восстановлены исторические византийские кресты. Восстановительные работы шли преимущественно на пожертвования прихожан и благотворителей…

Жизнь в монастыре очень своебразная. Сейчас живёт в нём 25 монахинь ( В 1990 году было всего 5). Встают монахини на рассвете и утро у них начинается с молитвы во славу Бога. Потом – завтрак (трапеза) состоящий из скудной пищи. Затем монахини получают послушания от матушки игуменьи и расходятся их выполнять. Какие же бывают послушания? Самые обыденные – приготовление еды для всех монахинь, выпечка просфорок для храма, уборка внутренних помещений монастыря, келий монахинь.

При монастыре с 1997 года открыта богодельня для больных и престарелых. Монахини заботятся обо всех, кто попадает сюда. В основном это старые люди, больные и одинокие, заботиться о которых некому.

При монастыре работает бесплатный диагностический онкологический центр. Женщины вместе с медицинской помощью получают духовную поддержку. Духовенство и сёстры-монахини рботают вместе с врачами, несут попечение о болящих. Люди имеют возможность побесседовать с монахинями о своих тревогах, о том, как душа человеческая помогает телу справиться с недугами.

Также при монастыре существуют библиотека, видеотека, мастерские – швейная и иконописная. Монахини проводят занятия по традиционной церковной вышивке. Иконописи учат сёстры-художницы.

Воскресенская обитель принимает также множество паломников из всех концов России. При монастыре есть гостиница, которую обслуживают монахини.В 2003 году открыта Свято-Владимирская Воскрестная школа, которая переросла в общеобразовательную. Учащиеся кроме общеобразовательных предметов, изучают искусства – хоровое, инструментальное, изобразительное, танцевальное. Обучение в школе бесплатное. Как и все века, монастырь несёт просвещение, культуру,веру.

Как только мне представилась возможность, я спросила у матушки : «Как люди попадают в монастырь? Как Вы поняли, что хотите посвятить свою жизнь служению Богу?»

Матушка мне ответила цитатой великого русского писателя Л.Н. Толстого , который говорил так : «Можешь не писать, не пиши». Вот и она так «Не можешь быть монахом – не будь им». Но все-таки внутренний выбор – это всегда тайна.Потому, что призвание на путь монашества – это всегда милость Божия. Бог сам выбирает и призывает людей служить ему.

«Матушка, когда Вы стали настоятельницей, в монастыре были только стены. С чего началось восстановление обители?» – «Если бы меня сейчас вернули в те времена, я бы испугалась начинать такие дела и с такими трудностями, какие были тогда. Но в 23 года всё представляется в радужном свете, ты ничего не боишься и не представляешь насколько это трудно и ответственно. Сила – особенная благодать, которая помогает в любом правом деле и особенно в Божием. Господь даёт человеку не за его таланты эту силу, а просто так, ни за что – в дар. Вот как дар я всё это и рассматриваю, в том числе и восстановление монастыря и монашеской жизни в нём. Каждый мой шаг в восстановлении монастыря – это великая милость божия, по другому и не обьяснишь.»

Я поняла, что энергетика места постройки и образования монастырей обладает какой-то божественной силой и всегда подсказывает и правителям, и монахам верные решения во благо россиян.

Поскольку побывать на Валааме мне пока не довелось, я и в этом конкурсе сначала поучаствовать не решалась. Но засела мне в голову фраза «душевные скрепы». Конечно, я думала о родине, её истории, семье, но как-то всё не ощущала, что это именно то, о чём бы я хотела написать. И вот однажды ночью я думала о нашем портале. О ребятах, которые и критикуют меня и помогают мне и подсказывают и хвалят. Вдруг я поняла, что они и есть мои духовные скрепы, моя семья и моё отечество. Именно дух святости, захватывающий при посещении монастырей, живёт в ребятах портала. Здесь нет лжи, несправедливости, подлости других химер от которых люди замыкаются в монастыри. Мне здесь всё любо, понятно, доступно и радостно. Порталу я доверяю себя, свои проблемы и успехи. Это настоящее «место силы». 

Глушко Лилия, 11 лет. Крым.


Возврат к списку

Одаренные дети - портал, позволяющий молодежи общаться по интересам, развивать таланты, получать признание, поддержку профессионалов и приятные бонусы
Связь с командой портала