Всероссийский портал дополнительного образования    система поиска и поддержки молодых талантов
 

Кристина Шкедя (Конкурс «Ценители поэзии»)

Сергей Есенин

Не жалею, не зову, не плачу

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

Недавно я прочитала одно очень красивое произведение русского поэта С.А. Есенина. Это стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу».  Оно относится к философской лирике.

Основная тема произведения – размышления поэта о судьбе. Уже в первых строчках автор говорит, что молодость ушла, но при этом он понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Поэту не нужны уже детские забавы, не хочется «шляться босиком». С возрастом чувства перестают бурлить, но об этом не стоит жалеть и плакать. Автор хочет сказать нам, что  жизнь скоротечна, что нужно ценить каждое мгновение и с благодарностью воспринимать то, что подарила судьба.

Мне кажется, что поэт испытывает некую грусть, ностальгию по своим молодым годам и юношеской удали. Он философски рассуждает, что «все мы в этом мире тленны».

Свою молодость Есенин представляет нам цветущим яблоневым садом, молодой березовой рощей, где он гулял босиком ранним весенним утром. Зрелая жизнь написана осенними красками: «увяданья золотом», «с кленов листьев медь». Автор очень умело раскрашивает свое стихотворение: «розовый конь», «страна березового ситца». Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность.

Особенность композиции заключается в том, что стихотворение делится на три условные части. В начале стихотворения автор говорит о том, что молодость прошла. Далее он вспоминает свои юношеские годы. И в третьей части делает вывод, что надо благословенно воспринимать то, что уже не вернуть.

Поэт использует перекрестный вид рифмы, стихотворный размер хорей пятистопный.

Для передачи мыслей и эмоций лирического героя Есенин применяет тропы. Главную роль в произведении играют метафоры: «увяданья золотом охваченный», «страна березового ситца», «пламень уст», «с кленов листьев медь».

Дополняются пейзажи эпитетами: «утраченная свежесть», «розовый конь» и сравнениями: «все пройдет, как с белых яблонь дым»  и «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

Лирический герой – это сам автор. Поэт рассказывает нам о собственных переживаниях, делится своими мыслями. Он открывает душу читателю, надеясь найти отклик у собеседника.

Стихотворение учит нас принимать свой возраст, радоваться текущему моменту и не жалеть о прошлом.

Мне очень понравилось это стихотворение. Оно заставляет задуматься о жизни, несмотря на то, что произведение вызывает некоторое чувство печали.


Возврат к списку

Одаренные дети - портал, позволяющий школьникам участвовать в бесплатных конкурсах, увлекательных проектах, общаться по интересам, развивать таланты, получать признание, поддержку профессионалов и приятные бонусы
Связь с командой портала