Всероссийский портал дополнительного образования    система поиска и поддержки молодых талантов
 

Мария Волкова (Конкурс «Если бы я был министром»)

Автор: Волкова Мария Алексеевна

16 лет, 10 класс 

Образование - одно из самых сложных и важных направлений внутренней политики каждого государства. Создание условий для обучающихся, постройка школ и спортивных площадок, обеспечивание достойными зарплатами учителей - все это является задачей правительства. К сожалению, сегодня существует множество проблем в образовании Российской Федерации, разрешить которые можно лишь общими усилиями, прислушиваясь к мнениям учеников, учителей и родителей, а не введением с каждым годом все большего числа обязательных дисциплин и сдачи экзаменов по непрофильным предметам.

Так, на мой взгляд список обязательных предметов в младшей, средней и старшей школе необходимо сделать немного иным.

Рассмотрим первую ступень школьного образования (1-4 классы обучения). Это период каждого ученика, когда он только знакомится с местом своего обучения, учится навыкам коммуникации со сверстниками и учителями. Помимо привычных всем предметов (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка, ИЗО, технология, физическая культура, математика, информатика, английский язык и технология) новыми дисциплинами должны стать религия и этикет. Добавление религии объяснятся необходимостью разностороннего развития личности ребенка без навязывания определенной модели поведения и веры, а с изучением традиций и обычаев различных стран и народов мира. Такой предмет как “этикет” должен стать уроком формирования воспитания ребенка. На этих уроках должны даваться те знания, которые, возможно, ученик не может получить дома в связи с некоторыми обстоятельствами. Религия и этикет не обязательно должны присутствовать весь период обучения в младшей школе, а могут вводиться на 2-3 года.

На следующей ступени школьного образования (5-9 классы) я предлагаю следующие изменения. Во-первых, с 5 класса заменить ИЗО и музыку на МХК (либо искусство, т.к. название не играет особой роли). Такое решение объясняется в бессмысленности уроков рисования и пения и в необходимости изучения архитектуры, музыки и живописи. Эти знания помогут сформировать широкий кругозор ребенка и воспитать образованную личность. Во-вторых, деление математики на алгебру и геометрию будет происходить в 7 классе, а природоведение заменится на биологию и географию в 6 классе. Остальных предметов изменения не коснутся: в 7 классе добавляется физика, а в 8 химия. ОБЖ и физическая культура, по моему мнению, должны присутствовать до 9 класса включительно, а дальше исключаться из обязательных предметов для изучения. История и обществознание также вводятся в 5 классе. Биологическое, литературное и историческое краеведение я предлагаю заменить одним предметом “Краеведение”, в рамках которого ученики смогут познакомиться с особенностями истории и культуры родного города.

Период обучения в средней школе, особенно 7-9 классы, отличаются необходимостью выбора дальнейшего профиля обучения, поэтому я предлагаю такую учебную дисциплину как “Проектирование”. В обязанности ученика будет входить подготовка собственного проекта на протяжении учебного года, в конце которого состоится защита проектов. По результатам оценки комиссии ученик будет переходить в следующий класс. Такое решение я могу объяснить тем, что в большинстве своем образование в России — это чисто научно-исследовательская работа, мало связанная с жизнью. А практические проекты помогут школьнику определиться со своими интересами и сферой дальнейшей работы, ведь проект будет ориентирован на будущую профессию.

Еще одним новым предметом для российских школьников мог бы стать тайм-менеджмент, на уроках которого каждый ученик смог узнать больше о науке распределении свободного времени для того, чтобы успевать совмещать учебу и отдых, подготовку к экзаменам и хобби.

Также важным предметом у учеников 7-9 классов является самопознание (психология, ТПК и т.д.), на котором школьники узнают больше о своих увлечениях и особенностях психологии, учатся справляться со своими трудностями и страхами.

И к концу 9 класса каждый ученик должен стать взрослой сформированной личностью, понять, что он хочет от жизни и правильно расставить приоритеты. Для тех, кому учеба дается тяжело, и кто не хочет получать высшее образование, есть отличная возможность уйти в колледж по выбранной специальности без большой психоэмоциональной нагрузки. А те, кто хочет поступить в ВУЗ и успешно сдать ЕГЭ, могут продолжить обучение в родной школе или сменить учебное заведение согласно выбранному профилю.

Итак, давайте рассмотрим следующую ступень обучения - старшую школу. В 10-11 классах я предлагаю следующие изменения. Каждый школьник любого профиля будет иметь обязательные предметы: русский язык, литература, алгебра, геометрия, английский язык, история и язык дискуссии. “Язык дискуссии?”- спросите Вы. Да, именно в этом предмете нуждаются российские школьники. Умение формировать, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, презентовать себя и свои достижения — это ли не качества современной конкурентоспособной личности? На уроках дискуссии будет даваться определенная тема, и каждый ученик выскажет свою позицию по этому поводу. Затем между ребятами, чьи позиции будут антонимичны, должен возникнуть диспут, на протяжении которого важно проявлять уважение к собеседнику и не переходить границы личного пространства. Думаю, что такие уроки станут отличной возможностью окунуться во взрослый мир и на себе испытать его трудности.

Следующим изменением в старшей школе является отмена ОБЖ, МХК и физической культуры для всех учеников. Свое решение я могу объяснить тем, что в период обучения в 10-11 классах на ученика оказывается огромное давление со стороны учителей и родителей. Постоянный стресс, недосып и переживания о грядущих экзаменах, к которым требуется огромный объем подготовки, сопровождают каждого старшеклассника. Вот почему эти предметы перестают быть необходимыми и теряют свой смысл. Единственное, что может помочь обучающимся, — это возможность посещения спортивного зала после занятий по собственному желанию, когда подросток сам может выбрать свободное для себя время, поиграть в активные игры и немного развеяться. Также я предлагаю некоторые изменения для профильных классов.

В информационно-технологическом (физико-математическом) классе помимо обязательных и профильных предметов должны быть химия, география, биология и обществознание, а также элективные курсы астрономии и программирования.

В гуманитарном профиле считаю необходимым присутствие таких предметов как мировая литература и всемирная история, отсутствие информатики и замены химии, биологии, физики и географии на естествознание, а также проведение элективных курсов по политологии, социологии, культурологии.

Химико-биологический профиль помимо профильных и обязательных предметов должен включать в себя элективные курсы психологии и практические уроки (оказание первой помощи, проведение лабораторных работ).

Вообще наличие профильных предметов, в дополнение к которым проводятся практические занятия, раскрывающие суть выбранной учениками профессии, — это отличный шанс познакомиться поближе с интересующим предметом и сделать учебный процесс более ярким и насыщенным.

Но для того, чтобы обеспечить ученикам 10-11 классов успешную подготовку в выбранным экзаменам, необходимо лояльное отношение к ним учителей-предметников, которые осознают расстановку приоритетов школьником. Ведь каждый подросток, отправившейся в 10 класс на свой страх и риск, больше всего на свете мечтает о поступлении в высшее учебное заведение на бюджетную основу выбранного им направления. И очень хотелось бы верить в то, что каждый абитуриент будет зачислен на нужный факультет, а все изучаемые предметы будут необходимыми, важными и интересными.

Надеюсь и искренне верю в то, что образование в России займет лидирующее положение в мире, а российские ученики и выпускники ВУЗов станут самыми конкурентоспособными и интеллектуально развитыми. Ведь в руках молодежи будущее нашей страны, которое будет зависеть от уровня ее образованности.


Возврат к списку

Одаренные дети - портал, позволяющий молодежи общаться по интересам, развивать таланты, получать признание, поддержку профессионалов и приятные бонусы
Связь с командой портала