Остров Валаам – центр духовной культуры России
Остров Валаам – центр духовной культуры России

Дорогие ребята, на интернет-портале «Одаренные дети» запущен новый проект, посвященный древнейшей русской святыне – острову Валаам. Еще в XI в. он считался центром духовной культуры и, несмотря на многие переломные моменты в истории, остается таковым по сей день. В летний период Валаам посещают тысячи паломников, желающих на время погрузиться в глубины души и отвлечься от повседневных проблем в уединенном месте, которое славится красивой первозданной природой.

В чем же сила Валаама? Ответить на этот вопрос смогут участники нового проекта. В преддверии запуска конкурсов мы бы хотели кратко рассказать самое главное об острове Валаам и познакомить вас с событиями, которые оказали огромное влияние на его становление как духовного центра.

2.jpg

Основание Валаама

Валаам – это архипелаг в северной части Ладожского озера, состоящий из 52 островов. Крупнейшим из них является о. Валаам, название которого произошло от финно-угорского слова «Valamo» – «земля света». Именно на его территории расположен оплот православия – Валаамский монастырь. Он был основан монахами-миссионерами в XI – начале XII в. Однако многие историки полагают, что это событие произошло в XIV в. Расхождения в датировке основания монастыря объясняются отсутствием достоверных летописных сведений. Ввиду частых военных столкновений на территории, где когда-то появился монастырь, они были утрачены.

Основателями монастыря считаются преподобные Сергий и Герман Валаамские чудотворцы, пришедшие на Валаам из Византии. Слово «преподобный» означает, что эти два святых монаха при жизни уподобились образу Божьему и сегодня, отвечая на наши молитвенные обращения к ним, творят чудеса, помогая людям.

Сведения о развитии монастыря в период с XI по XIV в. практически не сохранились, поэтому перенесемся на несколько столетий вперед.

3.jpg

Завоевание Валаама шведами

В XV в. Валаамский монастырь прославился как «великая и честная лавра», став для северных земель Руси духовным и просветительским центром. Однако близкое расположение к русско-шведской границе обусловило ему судьбу скорбную, переменчивую. За средневековый период обитель многократно разоряли шведские рыцари. В огне военных пожарищ исчезали святыни, мученически гибли старцы. Понимая важность роли Валаамского монастыря в приграничье, российские князья и цари всякий раз принимали личное участие в его восстановлении. Но в начале XVII в. Россия сама, увы, нуждалась в помощи, будучи ослабленной внутренними политическими неустройствами. Шведы воспользовались нестабильностью российского государства, оккупировали Карелию и уничтожили Валаамский монастырь, стерев его с лица земли. По Столбовскому мирному договору 1617 г. Приладожье и Валаам на вечные времена отошли к Швеции. Новая власть поселила на них финских крестьян и утвердила новую веру – лютеранскую, уничтожив издревле стоявшие здесь православные храмы.

4.jpg

Валаам снова вошел в состав России

Возрождение Валаамского монастыря стало возможным в начале XVIII столетия, когда Петр I одержал победу в русско-шведской Северной войне и вернул России утраченные территории. Восстановление обители затянулось надолго, и тому были свои веские причины, в том числе пожар, случившийся в 1754 г. И если бы не поддержка Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого, еще неизвестно, смог бы монастырь выжить в дальнейшем, так как впереди Церковь ожидали крутые перемены.

5.jpg

Церковная реформа Екатерины II

В 1762 г. в ходе дворцового переворота к власти пришла Екатерина II. Она провела церковную реформу, согласно которой монастыри и церкви стали делиться на три класса. Валаамский монастырь не вошел ни в один из них и, лишившись финансовой помощи со стороны государства, пришел в полный упадок.

Однако митрополит Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров), всем сердцем переживавший за судьбы русских святынь, убедил императрицу поддержать приграничный монастырь, являвшийся оплотом православной веры. Прислушавшись к совету архипастыря, Екатерина II присвоила Валаамскому монастырю третий класс и выделила ему из государственной казны соответствующее денежное содержание. А митрополит Гавриил нашел тем временем Валааму нового настоятеля – отца Назария из Саровской пустыни. Назарий был духовно опытным старцем и к тому же имел дар строителя.

6.jpg

Возрождение обители

Прибыв на остров в 1782 г., он первым делом принялся увеличивать и укреплять монашескую общину. К слову, здесь к тому времени всего проживали 6 человек. Призвав на Валаам монахов, игумен Назарий ввел в монастыре строгий устав (свод правил монашеской жизни). Отныне каждый член монастырской общины обязан был посещать все службы в храме, вычитывать молитвы у себя в келье, а также трудиться. Для самосовершенствования монах имел право выбора жилья, так как их существовало три вида: общежитие (сам монастырь), скит (более уединенная форма проживания, в нем поселялись всего несколько человек) и отшельничество (полное уединение в пустынном месте). За каждым членом общины закреплялся опытный старец-духовник, способный помочь монаху не сбиться с правильного духовного пути. Позаботился отец Назарий и об учебнике, в котором так нуждалось в то время российское православное монашество. По его просьбе была переведена на русский язык греческая книга «Филокалия» – «Добротолюбие», которую игумен издал за свой счет и снабдил ею другие монастыри. В этой книге были собраны духовные советы древних отцов Церкви, предназначенные для передачи знаний монахам последующих поколений. Прежде в России такого учебного пособия не было.

Игумен Назарий известен как настоятель, построивший первый каменный монастырь на Валааме. При помощи ярославских мастеров он нашел на острове голубую глину, песок, построил обжиговые печи и наладил производство кирпича. Самостоятельно начертив план нового Спасо-Преображенского собора и келейных (жилых) корпусов с храмами, он утвердил проект у митрополита и начал возведение каменного монастыря. Одновременно был построен и новый каменный скит, получивший название Большой из-за своих размеров.

Продолжателем дела отца Назария был его ученик и приемник игумен Иннокентий. При этом настоятеле Валаамский монастырь впервые посетил российский император. Александр I приезжал в обитель в августе 1819 г. как простой богомолец, нуждавшийся в молитвенной и духовной поддержке. Для монастыря этот визит имел судьбоносные последствия. В 1823 г. специальным царским Указом Валаамский монастырь был переведен в первый класс, но главное – с 1819 г. почитание преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев было объявлено общероссийским.

7.jpg

Расцвет монастыря

Но время расцвета монастыря наступило со второй половины XIX в. Тому способствовал ряд факторов. С 1843 г. на Ладожском озере открылось регулярное пассажирское пароходное сообщение, увеличившее поток посетителей монастыря. У обители появились свои почитатели – благотворители, жертвователи, помогавшие ее строить и укреплять. Известно, что для проведения крупномасштабных преобразований необходим одаренный руководитель, и такой нашелся среди братии монастыря. С 1839 г. новым игуменом стал отец Дамаскин, обладавший недюжинным здоровьем, крепкой волей и духовным опытом всех трех форм монашеской жизни. Прожив на Валааме 62 года, 42 из них он руководил монастырем, подняв обитель на такую высоту, что Валаам стали называть Северным Афоном. В монастыре к концу XIX столетия числилось до 400 монахов, а вместе с остальными насельниками (трудниками, специалистами) – до 1000 человек!

7a.jpg

Такое поселение требовало для жизнеобеспечения налаженной инфраструктуры: жилья, дорог, пропитания, флота для связи с материком, больницы, водопровода и проч. Со всем этим игумен Дамаскин справился, создав из Валаама небольшое островное «государство», способное самостоятельно своих «граждан» прокормить, одеть, обуть, оказать медицинскую помощь – и не только монастырской братии, но и прибрежным жителям, а также поддержать их благотворительно в голодные годы неурожаев. За годы руководства монастырем о. Дамаскиным на Валааме было налажено около 30 производств (небольших заводиков и мастерских), открыт конезавод, созданы рыборазводное хозяйство и молочная ферма, проложены водопровод и сеть дорог, построено 6 новых скитов, заложены фруктовые сады и т.д. А еще настоятель Дамаскин способствовал популяризации Валаама в российском обществе. «Натурным классом Петербургской Императорской Академии Художеств» прозвали о. Валаам в XIX в. Игумен Дамаскин радушно принимал в обители студентов-«академиков». Здесь работали Клодт, Шишкин, Джогин, Гине, Каменев, Васильев, Куинджи и другие. С ректором академии Федором Ивановичем Иорданом игумен состоял в переписке. В 1863 г. при содействии о. Дамаскина большим тиражом был издан альбом графических пейзажей Валаама, выполненных по заказу монастыря петербургским художником П.И. Балашовым. Альбом широко разошелся по стране. Практика валаамских плэнеров была продолжена выпускниками Петербургской академии художеств и в последующие годы. Некоторые из них, оставаясь в обители на послушании, помогли монастырю организовать свою Школу живописи и иконописную мастерскую.

7b.jpg

Но главным делом отца Дамаскина при всей его многогранной деятельности оставалось духовное воспитание вверенного ему братства. И здесь он также преуспел, воспитав целую плеяду дивных валаамских старцев.

Послереволюционный период

События начала XX в. вновь внесли в жизнь монастыря свои коррективы. После Октябрьской революции 1917 г. он оказался за границей. Ленинский декрет «О праве наций на самоопределение» позволил финнам, входившим в состав Российской империи, отделиться и создать собственное государство. Валаам до революции находился на территории великого Финляндского княжества и, как его составная часть, оказался отрезанным от молодой Советской республики. Перемены не принесли стабильности, более того, усугубили внутреннее напряжение жизни обители. После 1918 г. на острове был дислоцирован финский военный гарнизон, появилось светское население. От братии монастыря потребовали принять новое гражданство, выучить финский язык и перейти на новый календарь в служении (григорианский) – такой же, как у Лютеранской церкви. Это повлекло внутренний раскол, часть братии покинули Валаам, уехав в греческие и югославские монастыри. Но обитель справилась с трудностями и продолжила свое служение, став для некоторых русских эмигрантов, приезжавших сюда в паломничество, своего рода малой Родиной. Так, в 1938 и 1939 гг. Валаам посетил вместе с родителями Алексей Ридегер, ставший впоследствии Святейшим патриархом Московским и всея Руси и восстановивший в постсоветское время Валаамский монастырь.

8.jpg

Однако вновь все изменила война, на этот раз Советско-финская. 12 марта 1940 г. в Москве был подписан мирный договор, по условиям которого территория Валаама отошла к СССР. Собрав святыни, братия монастыря – 204 человека вместе с игуменом Харитоном – покинула навсегда остров и переехала в центральную Финляндию. Новый монастырь был образован в местечке Хейнавеся на месте бывшей усадьбы Паппиниеми, где была обнаружена икона с образом преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Это место носит название Новый Валаам.

В 40-е годы XX в. на территории монастыря советские власти открыли Школу боцманов и юнг, в которую были привезены ленинградские курсанты. В 1945 г. здесь расположился Рыбкомбинат, а позднее на его месте был открыт Дом инвалидов Великой Отечественной войны.

9.jpg

Валаам в настоящее время

В 1989 г. Русской Православной Церкви было позволено возобновить деятельность Валаамского монастыря. 13 декабря этого года на остров приехали 6 человек братии. В 1992 г. все строения Валаама были переданы монастырю. За прошедшие годы сделано очень много по его восстановлению. Почерпнуть сведения об этом периоде, а также увидеть восстановленную обитель можно, заглянув на сайт valaam.ru.

Сегодня в братии Валаамского монастыря состоят 237 человек, восстановлено 11 скитов, строятся новые. Обитель имеет свои подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске (Ленинградская область), Сортавале (Карелия). Остров полностью электрифицирован, действуют мобильная связь, интернет. По-прежнему Валаамский монастырь – это огромный живой организм со своей инфраструктурой жизнеобеспечения: мастерскими, свечным заводиком и мусороперерабатывающим заводом, модернизированной фермой с мини-молокозаводом и сыроваренным цехом, птицефермой, форелевым хозяйством, восстановленными фруктовыми садами и огородами, тепличным хозяйством, в котором овощи и зелень выращиваются круглый год. А еще у Валаама свой флот, гаражное хозяйство, в котором есть даже электромобили.

Летом русскую святыню посещают огромное количество паломников, желающих ощутить умиротворение, познать себя и на некоторое время отвлечься от суеты мегаполисов. Этому способствуют невероятная первозданная природа Валаама и его одухотворенная атмосфера, заставляющая переосмыслить ценности, ответить самому себе на самые сложные вопросы и избавиться от негатива.

На этом наш краткий экскурс в историю острова Валаам подходит к концу. Призываем вас принять активное участие в новом проекте, проявить свои интеллектуальные и творческие способности, а также получить возможность лично посетить Валаам, убедиться в его красоте и прочувствовать его невероятную энергетику. Желаем удачи! 

Бердяева Татьяна Юрьевна

Кристина Данилина, студенческий бизнес-инкубатор «Агентство актуальных коммуникаций» ИГУМО

04.09.2018

Возврат к списку


Поделиться: