Образовательная программа школы «ПатриУм-2018». Лекция «Литература сквозь века»
Образовательная программа школы «ПатриУм-2018». Лекция «Литература сквозь века»

Летняя школа «ПатриУм» – уникальная площадка, которая уже второй год не просто объединяет в одну дружную творческую команду школьников из разных регионов России, но и дарит им множество бонусов, предоставляет возможность заявить о себе на всю страну.

За результаты своего труда, которые высоко оценило компетентное жюри конкурсов, ребята получают в качестве награды положительные эмоции, яркие впечатления, дипломы, подарки, признание и поддержку государственных деятелей и представителей профессионального сообщества. Не менее ценной наградой для детей является огромное количество полезной информации, которую они приобретают на мастер-классах и лекциях.

ОД_Патриум_Образовательная-программа-школы-ПатриУм_Лекция-по-литературе2.jpg

Безусловно, цель образовательной программы – познакомить школьников со спецификой и особенностями разных направлений деятельности, развить их креативное мышление, творческие и профессиональные способности. Однако спикеры не только передают школьникам ценные знания, но и учат их глубоко анализировать, самостоятельно приходить к выводам, отбирать и осмыслять факты, отделяя их от фальсификации, а также конструктивно вести диалог. Именно поэтому в рамках обучения в школе «ПатриУм» помимо профессионально ориентированных мастер-классов проводятся занятия, которые формируют мировосприятие участников, позволяют им задуматься над правильностью своих убеждений и определить ориентиры личной гражданской позиции.

ОД_Патриум_Образовательная-программа-школы-ПатриУм_Лекция-по-литературе3.jpg

Почему же среди таких занятий уже второй год в программе оказывается лекция по литературе? С этим вопросом к одаренным школьникам обратилась директор Центра культуры и духовно-нравственного развития личности ИГУМО, кандидат филологических наук, профессор Инга Фархатовна Фархатова: «Вы приехали из разных регионов России узнавать что-то новое, важное, необыкновенное и вдруг… литература, которую все изучают в школе. Зачем вам, современным ребятам, живущим в XXI веке, вся эта древность – Толстой со своим огромным романом или, например, Пушкин со своей “Капитанской дочкой”? Для чего вам всё это нужно?»

Конечно, все мы знаем, что чтение повышает эффективность работы мозга и позволяет развивать воображение – основу для творчества. Благодаря чтению книг увеличивается словарный запас, становится образной и грамотной речь, формируются мировоззрение и ценностные ориентиры, обогащается внутренний мир и т.д. Однако ребята сразу догадались, что профессор предложила им порассуждать о значении литературы в более глобальном смысле, поэтому ответ на поставленный вопрос не может лежать на поверхности.

ОД_Патриум_Образовательная-программа-школы-ПатриУм_Лекция-по-литературе4.jpg

«Литература – это отображение истории. То, что было раньше, показано именно в классических произведениях», – заявила участница школы «ПатриУм».

Профессор подчеркнула важность этого высказывания и продолжила динамичный диалог с ребятами, подталкивая их к размышлениям, которые должны были привести школьников к правильному выводу. «Вот скажите, что дает дереву силу? Правильно, корни. Но если корни у дерева слабые, то при первом же порыве ветра оно упадет, согласны? А что является корнями человека?» – задавала новые вопросы профессор и этим вызвала живой интерес к теме у всех участников обсуждения.

– Корни человека – язык!

– Предки!

– Культура!

Аудитория, в которой обычно эти лекции слушают студенты, наполнилась детскими голосами. Однако у преподавателя не возникало чувства противоречия, связанного с тем, что на такие серьезные темы дискутируют совсем юные ребята. Ведь мудрые мысли школьников, их правильные ответы заставляли спикера забыть о возрасте участников и общаться с ними на том же уровне, что и с учащимися высшего учебного заведения.

ОД_Патриум_Образовательная-программа-школы-ПатриУм_Лекция-по-литературе5.jpg

«А что является корнями народа?» – продолжила Инга Фархатовна. «Вы правы – история страны, ее традиции… И в этой связи литература играет очень важную роль. К сожалению, иногда история может по-разному трактоваться. Вы знаете, что сейчас предпринимаются попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны и роль нашей страны в победе над нацизмом. Но ведь есть литературные произведения, которые нельзя переписать: они навсегда сохранят в себе память об исторических событиях. Например, невозможно изменить сюжет романа “Война и мир” Л.Н. Толстого, поэтому мы с вами всё знаем об этой эпохе», – рассказала профессор.

Спикер объяснила ребятам, что даже если изъять, запретить или сжечь книги, их содержание нельзя уничтожить. Если книга однажды ушла в мир, значит, она будет жить в мыслях людей, влиять на их мировоззрение и т.д. Об этом очень точно сказал великий писатель М.А. Булгаков – его фраза «рукописи не горят» стала крылатым выражением. «Книги сохраняют в себе нашу историю, культуру, язык. И если вы хотите понять свой народ, его место в мировой истории, свою роль в жизни нашей страны, то вам, конечно, нужно знать литературу», – отметила профессор.

Инга Фархатовна обратилась к самым истокам русской литературы, рассказав, с чего она начиналась и где зародилась. Большое внимание спикер уделила периодизации развития отечественной литературы: она подробно останавливалась на каждом этапе и отмечала его особенности, ярчайших представителей, основные тенденции и т.д.

ОД_Патриум_Образовательная-программа-школы-ПатриУм_Лекция-по-литературе6.jpg

Благодаря этому перед ребятами открылся целый мир литературы, который не ограничивался только произведениями из школьной программы и их проблематикой, а вмещал еще и исторические процессы. Более того, этот мир заиграл яркими красками с огромным количеством разных оттенков: вместе с экспертом ребята анализировали периоды развития русской литературы, сопоставляли их и приходили к интересным выводам.

«XIX век открывает новую страницу. Над нашей страной зажглись множество великолепнейших звезд, которые стали нашей гордостью. И благодаря этим великим людям – Пушкину, Лермонтову, Достоевскому, Толстому, Чехову, Тургеневу – русская литература засияла одним из главных бриллиантов в мировой литературе. Поверьте, нет литературы, которая была бы лучше, чем какая-либо другая. Недаром классика веками передается из поколения в поколение. Потому что...» – сделала паузу Инга Фархатовна.

«Потому что литература существует вне времени и пространства», – продолжила участница школы «ПатриУм».

Также в рамках лекции профессор рассказала школьникам о жанрах древнерусской литературы, их характерных особенностях, основных идейно-художественных направлениях. Разговор о литературе позволил ребятам порассуждать на интересные темы, получить новые знания и, главное, понять важную мысль, которую на протяжении всего обсуждения старалась донести до участников Инга Фархатовна: нужно изучать литературу, чтобы знать свое прошлое – свои корни. Ведь без прошлого невозможно наше счастливое будущее.

Неслучайно этот же мостик, который литература прокладывает от прошлого к будущему, соединил и две дискуссии – лекцию Инги Фархатовны, посвященную истории отечественной литературы, и полилог «Я. СемьЯ. РоссиЯ», позволивший ребятам осознать свое место в мире и выстроить перспективы собственного развития, связав их с Родиной. Именно поэтому разговор о литературе плавно перетек в новое обсуждение, только теперь к нему подключились и другие спикеры:

  • руководитель портала «Одаренные дети» доктор юридических наук, профессор М.В. Волынкина;

  • декан факультета журналистики ИГУМО профессор Т.В. Ворожцова;

  • кандидат психологических наук, специалист в области педагогической психологии, декан факультета психологии ИГУМО, доцент М.В. Борисова;

  • декан факультета рекламы и PR ИГУМО доцент Р.И. Козлов;

  • начальник учебно-методического отдела ИГУМО, специалист в области психологии одаренности, доцент ИГУМО Т.В. Дымент.

Екатерина Кудрявцева, руководитель пресс-службы школы «ПатриУм»


14.06.2018

Возврат к списку


Поделиться: