Образ будущего России. Часть 1
Образ будущего России. Часть 1

...Будущее светло и прекрасно.

Любите его, стремитесь к нему,

работайте для него, приближайте его…

Н.Г. Чернышевский 

1 сентября 2017 г. на открытом уроке для всех школьников страны Президент РФ Владимир Владимирович Путин отметил, что Россия надеется на активное участие юных граждан в жизни нашего народа, и предложил ребятам подумать о том, какой они видят свою Родину на рубеже 2040–2050-х годов.

Почему глава государства сформулировал именно эту тему сочинения? И почему оргкомитет проекта «Одаренные дети» поддержал идею Президента, запустив на портале конкурс «Россия, устремленная в будущее»? Дело в том, что поставленная перед молодыми людьми задача – не просто подготовить школьные сочинения на заданную тему и представить нашу страну через 20–30 лет, а сформировать образ будущего России, который до настоящего момента отсутствовал в сознании граждан.

Как известно, тема будущего нашего государства во все времена волновала представителей творческой интеллигенции – литераторов, композиторов, художников, артистов, режиссеров, журналистов и т.д. Какое будущее ждет Россию? В каком направлении ей нужно двигаться, чтобы занять особое место в мировой истории? К чему нужно стремиться гражданам России, чтобы привести страну к процветанию и обеспечить счастливое будущее своим потомкам? Многие поэты и писатели разных эпох искали ответы на эти вопросы, выражая протест против существующего уклада жизни и мечтая о счастливом мироустройстве в будущем.

Такой литературный прогноз оказывался на пике популярности в переходные времена, когда происходили кардинальные изменения в устройстве государства. В эти периоды писатели изображали в своем творчестве модель общества будущего. Для произведений, написанных в этом новом жанре, характерно соединение фантастического начала с социальным, философским и политическим.

Если обратиться к отечественной литературе, то можно увидеть, какие картины грядущего, перемены, образы героев рисовали писатели и поэты разных эпох. Например, русский философ-материалист, литературный критик, публицист и писатель Н.Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?» представил образ будущего счастливым и благополучным: «Говори же всем: вот что в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь…»

В своем романе Н.Г. Чернышевский изобразил разрушение старого уклада жизни и появление нового мира счастья и любви; гармонию человеческих отношений; идеал всесторонне развитой личности. Произведение великого ученого и писателя пронизано верой в светлое будущее народа, которое должно быть достигнуто благодаря перевороту. По мнению автора, новые люди заставят природу служить себе; они будут бороться за счастье народа и получать удовольствие от труда, который превратится в естественную потребность для человека.

Но если одни классики русской литературы детально обрисовали изменения, которые произойдут в стране, то другие выразили в своих произведениях веру в счастливое будущее России. Например, идеей светлого грядущего проникнута поэма «Кому на Руси жить хорошо» русского поэта, писателя и публициста Н.А. Некрасова. Автор считает, что привести страну к благополучному будущему смогут такие люди, как герой поэмы Гриша Добросклонов, который ставит общественные интересы выше личных. Надежда на светлое будущее великого русского классика выражена и в стихотворении «Железная дорога». По мнению Н.А. Некрасова, русский народ «вынесет все, и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»

Однако в каждый исторический период в противовес утопическим картинам будущего появлялись произведения, написанные в жанре антиутопии (Е.И. Замятин «Мы», А. Платонов «Котлован» и т.д.). Создавая такие произведения и описывая в них негативные тенденции развития государства, авторы старались донести до читателей мысль о том, что человечество ждут трагические последствия в том случае, если в политическом устройстве общества не произойдет никаких изменений.

В настоящее время жанр литературного прогнозирования в отечественной литературе переживает кризис, поскольку не существует новой философской концепции общества будущего. Именно поэтому было необходимо снова сформировать образ будущего нашей страны.

ОД-Россия_1_2.jpg

Неслучайно Президент РФ Владимир Путин дал такое задание именно школьникам, ведь только дети и подростки свободны от предрассудков и стереотипов, способны фантазировать, нешаблонно и позитивно мыслить. Сознание подростков еще не зашорено штампами – они непосредственные, воодушевленные, мечтающие, творческие. Ребята верят в то, что их ждет светлое будущее, и уже сейчас знают, что нужно делать, чтобы привести страну к процветанию.

Как и ожидалось, школьники предложили в своих конкурсных работах большое количество абсолютно свежих, оригинальных и творческих идей, связанных с развитием нашего государства. Интересно, что большинство сочинений, как и произведения великих классиков (Н.Г. Чернышевского, Н.А. Некрасова), были пропитаны любовью к своей стране, надеждой на прекрасное будущее России.

Более того, некоторые светлые идеи школьников даже пересекались с предположениями поэтов и писателей XIX–XX вв., что доказывает незыблемость нравственных основ и ценностей человеческой жизни. Однако, несмотря на совпадения, ребятам удалось создать принципиально новый образ будущего нашей страны.

Примечательно, что подростки, подобно классикам русской литературы, придумывали яркие образы, символизирующие будущее России. И если Н.В. Гоголь создал в своей поэме образ птицы-тройки, мчащейся в необъятную даль, то победительница конкурса воплотила идею радуги: «Прибавлю в палитру портрета голубую краску – символ небесной чистоты, духовности и гармонии. Кажется, мое творение завершено, оно вобрало в себя все цвета радуги, воплощающей собой надежды нового времени и мечты», – пишет в завершение своего эссе 12-летняя Ульяна Ивлева из Воронежа.

Совместными же усилиями у школьников получилось сформировать образ будущего России, состоящего из 4 основных граней – важных тем, которые ребята подняли в своих работах: человек будущего, здоровье, экология, образование.

Продолжение следует. 

Екатерина Кудрявцева, руководитель пресс-службы проекта «ПатриУм»

24.12.2017

Возврат к списку


Поделиться: