Мастер-классы для юных патриотов
Мастер-классы для юных патриотов

Слово «отчество» происходит от «отче» (в современном прочтении – «отец»). Иначе говоря, оно указывает на имя человека, который дал нам жизнь. В этой, казалось бы, давно устоявшейся традиции заключена важная мысль, проходящая через века: все мы дочери и сыновья своего Отечества. А значит, мы должны любить и уважать Родину так же, как и своих родителей.

С этих размышлений Инга Фархатовна Фархатова, директор Центра культуры и духовно-нравственного развития личности ИГУМО, начала литературную встречу «Люблю Отчизну я…». Для того чтобы определить ориентиры личной гражданской позиции, участники летней школы «ПатриУм» вместе с наставником окунулись в мир литературы и проследили, как развивалась патриотическая тема в произведениях великих русских поэтов и писателей. 

Мастер-классы-для-юных-патриотов-вычитано2.jpg

Уже в древнерусских литературных памятниках поднималась тема единства народа и любви к Родине. Например, в небольшом по размеру произведении «Слово о погибели Русской земли» неизвестным автором создан совершенно удивительный образ Руси, который передает необыкновенно трепетное отношение к Родине. «Это, наверное, самые патриотические слова, которые были посвящены России, за весь период существования литературы», – считает профессор Инга Фархатовна. 

Россия дала миру огромное количество талантов, и все они восхищались своей страной. Однако каждый из них по-своему выражал любовь к Родине в своих произведениях. Например, особенность патриотизма Александра Сергеевича Пушкина заключалась в уважительном отношении к народам своей страны. Кроме того, поэт искреннее желал свободы для Отечества. Эта мысль особенно ярко выражена в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Мастер-классы-для-юных-патриотов-вычитано3.jpg

Другой великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов любил Отчизну «странною любовью». Патриотизм Лермонтова имеет совсем иной оттенок: он не принимал официоз, часто звучавший в стихотворениях его соотечественников, и противопоставлял свое отношение к Родине штампованным мыслям. В душе поэта просыпается чувство любви к Родине, когда он смотрит «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», когда видит «полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно».

Тема духовного омертвения стала главной в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Во втором томе он написал пронзительные строки: «Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже мимо законного управленья образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного». Гоголь не желал мириться с этим омертвением и понимал патриотизм так: любить Родину – не только слепо восхвалять ее достоинства, но также видеть недостатки и пытаться их исправить. 

Мастер-классы-для-юных-патриотов-вычитано4.jpg

«Любить страну за богатства намного легче, чем любить ее, когда она нищая, правда?» – улыбаясь, спросила Инга Фархатовна. Одаренные школьники сразу догадались, что эксперт задала этот вопрос для того, чтобы начать разговор о творчестве Александра Блока. Поэт принимал то, что дает страна, в которой ему суждено было родиться.

Литературная встреча проходила живо и интересно. Участники школы «ПатриУм» активно включились в обсуждение, быстро и правильно отвечали на вопросы. «Дети, а вы действительно одаренные, ведь даже взрослые люди затрудняются ответить на эти вопросы», – восхищенно отметила Инга Фархатовна.

Ребята высказывали разные мнения относительно темы патриотизма, но все они сходились в том, что любовь к своему Отечеству должна быть деятельной. «Недостаточно просто говорить о том, что Родина велика и прекрасна. Патриотизм заключается в стремлении совершенствовать, развивать, благоустраивать свою страну, ведь поступки всегда говорят больше слов», – считает профессор.

Мастер-классы-для-юных-патриотов-вычитано5.jpg

«Патриотический синквейн»

Еще больше углубиться в эту тему участникам школы «ПатриУм» помогла деловая игра «Патриотический синквейн», в рамках которой они определили, какие качества характера и действия свойственны истинному патриоту. Что же такое синквейн и почему он патриотический? В начале мероприятия Марина Михайловна Егорова объяснила ребятам правила, по которым создается творческая работа, синтезирующая сложную информацию и состоящая из пяти нерифмованных строк:

  • в первой строке обозначается главная тема cинквейна;

  • во второй строке пишутся два прилагательных, выражающих главную мысль;

  • третья строка состоит из трех глаголов, описывающих действия в рамках темы;

  • четвертую строку составляет фраза, несущая определенный смысл заданной темы;

  • в пятой строке располагается существительное – ассоциация с первым словом.

При этом все строки должны принять вид единого логически завершенного текста.

На первый взгляд, задание кажется слишком простым, ведь подобрать несколько слов, отражающих заданную тему, можно за несколько минут. На самом же деле составление синквейна требует огромных интеллектуальных и эмоциональных затрат. И участники школы «ПатриУм» убедились в этом, как только принялись за работу. По словам школьников, они даже не представляли, что подбирать слова, которые наиболее точно охарактеризуют патриота, настолько интересно и захватывающе!

Мастер-классы-для-юных-патриотов-вычитано6.jpg

Ребята разделились на 4 группы и под руководством модераторов должны были всего за 20 минут осмыслить предложенную тему, составить синквейн, а также подготовиться к защите своей творческой работы. И надо заметить, что сделать это было непросто, ведь если ребятам удавалось найти удачный вариант, модераторы тут же задавали уточняющие вопросы и вызывали у школьников сомнения относительно правильности своего ответа:

– Я думаю, патриот должен быть воином!

– То есть патриот должен обязательно воевать?

– Нет… преодолевать трудности, бороться с несправедливостью.

– Тогда, может быть, борцом? Или все-таки воином?

Споры возникли и при выборе глаголов:

– Патриот должен действовать, а не просто говорить о своей любви к Родине.

– А разве любые действия можно назвать патриотичными?

– Нет, он должен совершать исключительно добрые поступки. Думаю, здесь больше подойдет слово «созидать», поскольку это понятие, на мой взгляд, отражает духовную составляющую человека.

Много интересных мыслей прозвучало, когда ребята старались найти наиболее точные прилагательные:

– Патриот должен быть ответственным. Как мы в ответе за тех, кого приручили, так же мы в ответе и за землю, которая нас взрастила.

– И, наверное, нужно быть ответственным за поступки, которые мы совершаем?

– А еще справедливый! Ведь патриот должен объективно оценивать свою страну, видеть не только ее достоинства, но также недостатки и стремиться их исправить.

Приятно было осознавать, что для аргументации своей точки зрения ребята невольно использовали знания, которые получили на предыдущей лекции по литературе «Люблю Отчизну я…». Так, объясняя выбор слова «справедливый», участница школы «ПатриУм» вспомнила отношение к теме патриотизма великого писателя Н.В. Гоголя.

Предлагая определения, характеризующие патриота, ребята высказывали свое мнение, старались отстоять высказанную точку зрения и даже подкрепляли ответ примерами из литературных произведений. В результате диалог перетек в настоящую дискуссию, в ходе которой школьники неожиданно для себя узнали много нового и даже пересмотрели свое отношение к некоторым вещам. Например, в начале беседы один из участников говорил о том, что патриот должен быть решительным, однако вкладывал в это понятие собственный смысл. По мнению одаренного школьника, ради своей страны человек может преступить нравственные нормы, тем самым доказывая свою любовь к Родине. Однако после обсуждения этого высказывания участник уже не был уверен в правильности своей позиции.

Таким образом, дискуссия помогла ребятам не только глубоко осмыслить тему патриотизма, но также определить для себя жизненные ориентиры и научиться конструктивно вести диалог.

По итогам обсуждения представители каждой группы защитили свои творческие задания. Во время выступлений школьники отмечали, что люди, любящие свою Родину, – опора нашей страны, и именно от них зависит благополучие будущих поколений. В синквейнах одаренные дети характеризовали патриота как ответственного, отважного, справедливого человека, который готов созидать что-либо на благо страны, оберегать Россию, объединять граждан для помощи Родине и решения общественных проблем.

Мастер-классы-для-юных-патриотов-вычитано7.jpg

В завершение мероприятия модераторы составили единое облако тегов из четырех синквейнов, подготовленных школьниками. Оно включило слова, которые наиболее точно, по мнению детей, отражают смысл понятия «патриот».

Марина Качкалова, Екатерина Кудрявцева

30.06.2017

Количество показов: 473

Возврат к списку


Поделиться: