Всероссийский портал дополнительного образования    система поиска и поддержки молодых талантов
 

Илья Раевский: «Я чувствую, что нужен своей стране»

Илья Раевский: «Я чувствую, что нужен своей стране»

Юный ученый-вундеркинд, участник портала «Одаренные дети» Илья Раевский, который в столь юном возрасте прославился на всю страну, рассказал нам о своем Детском научном центре, больших научных достижениях, особой атмосфере портала «Одаренные дети» и летней школе «ПатриУм».

Раевский_2.jpg

Расскажи о своем главном увлечении. Как оно появилось?

Последние два года я больше занимаюсь IT-технологиями, но до 10 лет во главе всех моих увлечений стояла химия. Началось всё с того, что на мой четвертый день рождения мне подарили книгу «Эксперименты на кухне и дома». Я так увлёкся, что долгое время даже держал эту книгу под подушкой, и мне снились удивительные сны, где я был волшебником. Помню, я всем говорил: «Химия – это как магия!».

Когда мне было 6, я стал искать разные научные выставки и детские научные шоу. Поскольку я родился в маленькой деревне, единственным окном в мир для меня был интернет. Родители поняли, что я не уймусь в своих стремлениях, и нашли мне учителя по химии. Так в мою жизнь вошли настоящие формулы и задачи. В 7 лет я пошёл в школу и провел свое первое научное шоу. У меня получилось, и я поверил в свои силы. Я стал популяризатором её величества науки!

Раевский_3.jpg

За два года я окончил 5 классов школы, трижды встретился с президентом России. Владимир Владимирович дал мне возможность посетить не только «Артек», но и «Сириус». После научной смены я ещё больше погрузился в науку. И как раз в это время вице-президент Сколтеха Алексей Ситников и академик Александр Кулешов пригласили меня на персональную экскурсию по наукограду Сколково. Я ходил по настоящим лабораториям, общался со студентами из разных стран мира и был так впечатлён, что прощался со словами: «Сколтех, я подрасту и буду здесь!».

После этого я стал очень усердно заниматься, и директор школы издала приказ о том, что я могу посещать уроки химии с учениками 8 класса. А я был тогда в 5 классе, и мне было всего 8 лет. Вот такая история.

Раевский_4.jpg

Как тебе удается совмещать успешную учебу, участие в конкурсах для детей и научные проекты?

Чем старше я становился, тем труднее это было совмещать. У каждого человека, наверное, наступает момент в жизни, когда он должен сделать выбор: чем-то пожертвовать ради кого-то или чего-то. Я сделал свой выбор, когда сознательно отказался от традиционной школы, и в 2017 году перешёл на «семейное образование». Это помогло построить свою траекторию и совместить школьную программу, научные проекты, конкурсы, которые мне интересны.

Раевский_5.jpg

Конечно, были минуты, когда я сомневался в своём выборе. Но ситуация с пандемией и самоизоляцией показала, что те, кто привыкли и умеют учиться сами, оказались более готовы к меняющимся обстоятельствам жизни. Значит, будущее за индивидуальным образованием!

Расскажи о достижениях, которые ты считаешь самыми важными в своей жизни.

Первое важное достижение для меня – это доверие взрослых. Мне было 7 лет, когда меня пригласили на семейный совет. Решали очень важный вопрос: взять в семью детишек из детского дома. Взрослым было важно моё мнение, моё согласие. Мне объясняли, что это важное решение, и мы всегда будем в ответе за этих детей. Я помню, как почувствовал себя взрослым и сказал: «Да, я согласен, я буду заботиться о них». И вот уже пять лет я люблю их, учу, балуюсь с ними. Они самые родные – наши пять малышей. Я знаю, что буду суперпапой, когда вырасту.

Раевский_12.jpg

Второе достижение – это, конечно, успешная учёба. Она забирает половину моего времени и сил, но на моём календаре сейчас ноябрь 2023 года: настолько я ушёл вперёд от сверстников по школьной программе.

Третье важное достижение – открытие Детского научного центра «Вундеркинд» (www.naukadeti.com) в Ярославской области, где я сам провожу занятия для детей в возрасте от 5 до 10 лет. Сейчас мне 13 лет, поэтому центр оформлен на мою маму. Но уже в мае 2021 года я получу право самостоятельно вести бизнес. Наверное, я стану самым молодым владельцем Детского научного центра в России. Первым грантом, который я потратил на развитие этого проекта, была моя именная стипендия губернатора Ярославской области.

Раевский_7.jpg

Сейчас в моём центре работают: лаборатория науки и искусства; лаборатория робототехники, где дети изучают робототехнику на всемирно известных наборах lego Education Wedo 2.0, Mindstorms, а позже проектируют своих роботов из подручных материалов; лаборатория 3D-моделирования и программирования; лаборатория знаний; мягкая лаборатория управления квадрокоптерами; просветительская лаборатория «Маленький учёный».

В 2019 году наставничество над моим Детским научным центром взяла пермская компания «Промобот» – крупнейший производитель автономных сервисных роботов в России, Северной и Восточной Европе. Так, впервые в Ярославской области у детей появилась возможность изучать лингвобазу, компьютерное зрение, искусственный интеллект робота Промобот.

Раевский_8.jpg

Я планирую использовать Промоботов для изучения робототехники полного цикла: от 3D-моделирования и прототипирования до компьютерного зрения и искусственного интеллекта. Сейчас я сам поступил в университет искусственного интеллекта и как только разберусь, буду учить этому школьников.

В чем секрет твоего успеха? Как твоим сверстникам добиться таких же высот?

Ключу к успеху – найти то, что тебе реально интересно. Для этого нужно услышать свое сердце и понять себя. И, конечно, найти занятие по душе помогает внешний мир: больше путешествуйте, общайтесь с интересными, жизнерадостными, целеустремлёнными людьми.

Раевский_14.jpg

Я не знаю, успешен ли я. У меня ещё много планов, ещё не сбылась моя мечта: жить, учиться и работать в Сколково, стать учёным международного уровня. Я слушаю своё сердце и иду вперёд. Помните, как в «Алхимике» Пауло Коэльо: «Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твоё сбылось...».

Над каким проектом ты сейчас работаешь?

Сейчас я участвую во всероссийском конкурсе «Большая перемена» президентской платформы «Россия – страна возможностей», решаю кейс «Аддитивные технологии 2030» в треке «Создавай будущее». Мой проект называется «Аддитивный агрокуб – будущее гидропоники как технологии возобновления пищевых ресурсов человечества». На эту идею меня натолкнули встречи с Артёмом Ромаевичем Огановым, российским кристаллографом-теоретиком, минералогом, химиком, педагогом, профессором РАН, а также изучение основных целей ООН – сначала в рамках конкурса портала «Одаренные дети», а потом самостоятельно.

Раевский_9.jpg

Я придумал с помощью аддитивных технологий создать вместо субстрата куб, повторяющий кристаллическую решётку металла. Он получится прочный, хорошо проводящий в своих гранях жидкость, которая обеспечит капельный полив, а между гранями воздух. Такие агрокубы не нужно будет транспортировать на космическую станцию, на подводную лодку, в местности, где мало плодородной земли (пустыни, северные земли, небоскрёбы), людям с ограниченными возможностями или тем, кто находится в самоизоляции. Их можно распечатать на 3D-принтере в любом месте и растить пищу.

Что дал тебе портал «Одаренные дети»?

Портал «Одарённые дети» стал для меня родным. Это проект, притягивающий талантливых детей. Я очень доверяю Марине Владимировне и благодарен всем организаторам портала. Удивительно, как им удаётся создать целый калейдоскоп конкурсов и марафонов, в которых столько детей с разными интересами находят что-то своё, близкое сердцу.

Раевский_11.jpg

А как важна блогосфера: сколько нового мы узнаем в ней друг о друге, о событиях и традициях в разных уголках нашей огромной страны! Даже, когда в силу обстоятельств я долго не появляюсь на портале, знаю, что меня помнят и встретят, как родного. Для меня фраза: «Привет, я с портала «Одарённые дети» звучит, как фраза: «Привет, я твой друг».

События, которые происходят в моей жизни благодаря порталу, заставляют меня чувствовать, что я нужен своей стране, и мне хочется в ответ быть её достойным гражданином.

Раевский_6.jpg

Что запомнилось тебе больше всего в летней школе «ПатриУм»? И почему ты снова решил поучаствовать в этом проекте?

— «ПатриУма» ждёт каждый порталовец. Я на портале с 2015 года и не пропустил ни одну школу! Потому что это событие, которое пропустить нельзя! Ведь та энергия, которой мы целый год обмениваемся в блогосфере, собирается вместе, да ещё и в Москве! Меня переполняет радость, когда я вижу знакомые лица одарённых детей. Каждый раз я начинаю готовиться к  событию заранее: делать сувениры для друзей из разных городов, придумывать номер для концерта, чтобы порадовать ребят.

Конечно, летняя школа оставляет очень много теплых воспоминаний: интересные занятия; экскурсии; награждения; спонтанные и удивительно душевные концерты; песни под гитару вечерами в гостинице… Но почему-то чаще вспоминается пикник под кремлёвской стеной, прямо под курантами. Это незабываемые впечатления на всю жизнь! Спасибо вам!

Пока я школьник, всегда буду стараться участвовать в проекте «ПатриУм» вместе со своими единомышленниками, а когда вырасту готов стать волонтёром, вожатым, наставником.

Екатерина Кудрявцева,

Оргкомитет портала «Одаренные дети»

7 Августа 2020

Возврат к списку

Одаренные дети - портал, позволяющий школьникам участвовать в бесплатных конкурсах, увлекательных проектах, общаться по интересам, развивать таланты, получать признание, поддержку профессионалов и приятные бонусы
Связь с командой портала