Форум «Наставник»: встреча единомышленников
Форум «Наставник»: встреча единомышленников

На портале «Одаренные дети» неоднократно проходили конкурсы, посвященные людям, которые учат нас чему-то новому, интересному и даже способствуют формированию нашего мировоззрения. Такие интеллектуальные состязания привлекают внимание многих участников: ребята с гордостью рассказывают о своих талантливых и мудрых педагогах, тренерах, научных руководителях и т.д. Бесспорно, незаурядные личности с твердым характером, которые готовы делиться своими знаниями и помогать окружающим, есть в жизни каждого из нас. Но являются ли они наставниками? Что следует понимать под термином «наставник»? Какими качествами и компетенциями должен обладать человек, который взял на себя столь сложную и ответственную миссию? Являемся ли мы сами наставниками?

Форум-Наставник-ОД-2.jpg

Эти и другие вопросы обсуждались на первом всероссийском форуме «Наставник», который проходил в Москве 13–15 февраля 2018 г. Мероприятие объединило несколько тысяч человек, вовлеченных в практики наставничества: действующих наставников на предприятиях, представителей HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов федеральной и региональной власти, сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений. Участниками встречи стали и представители портала «Одаренные дети», которым идея форума особенно близка. 

Форум-Наставник-ОД-3.jpg

Впрочем, тема наставничества имеет огромное значение для всех гостей мероприятия. Именно поэтому на дискуссионных площадках чувствовалась атмосфера взаимной поддержки и общности интересов: спикеры активно устанавливали сотрудничество друг с другом, обменивались знаниями, опытом и впечатлениями от происходящего. На мероприятии мы встретили большое количество единомышленников, с которыми совершаем общее благое дело. Приятно осознавать, что с нами «заодно» такие знаменитые и влиятельные личности, как Андрей Белоусов, помощник Президента Российской Федерации; Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации; Виктор Пугачёв, заслуженный летчик-испытатель СССР и России, Герой Советского Союза; Ольга Юрьевна Васильева, министр образования и науки Российской Федерации; Вероника Игоревна Скворцова, министр здравоохранения Российской Федерации; Светлана Хоркина, двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, первый заместитель начальника ЦСКА; Светлана Чупшева, генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов; и многие другие.  

Форум-Наставник-ОД-4.jpg

Интересно, что в их выступлениях звучали мысли и идеи, которые совпадают с задачами нашего интернет-портала. Например, Сергей Владиленович Кириенко, передавая приветственные слова Президента РФ Владимира Владимировича Путина, отметил, что перед государством и обществом стоит задача помочь каждому человеку понять, в чем его талант, и создать все необходимые условия для того, чтобы этот талант был реализован. Тогда россияне смогут добиться больших успехов и привести свою страну к процветанию.

Форум-Наставник-ОД-5.jpg

«Конечно, важны программы образования, важны универсальные программы, которые позволяют развиваться всем людям, но мы же все разные, и талант у каждого свой. И вот именно здесь начинает работать такая важнейшая вещь, как передача знаний, навыков, опыта от человека к человеку. Какие бы ни появлялись уникальные компьютерные программы, какие бы новые возможности нам ни открывала работа с большими данными, все равно навыки, знания, особенно ценности передаются от человека к человеку», – считает Сергей Владиленович.

По мнению спикера, наставником невозможно стать по должностным обязанностям, по приказу или за материальное поощрение, ведь это не просто трудовая деятельность, а нечто большее.

Форум-Наставник-ОД-6.jpg

Свое отношение к наставничеству выразил и помощник Президента России Андрей Рэмович Белоусов: «Наставник – человек, которому можно позвонить в два часа ночи и попросить жизненного совета. То есть наставничество – это не про знания, а про трансляцию ценностей и передачу жизненного опыта. Наставник имеет дело с особым материалом – человеческими душами. Он помогает человеку раскрыть свой талант, узнать свое предназначение». Помощник Президента РФ также обозначил особую социальную роль наставника в современном мире: «На фоне общедоступности знаний у нас начинает стихийно возрождаться в разных формах движение наставничества. Это ответ на проблему одиночества, разобщенности людей. Так вот именно наставник помогает человеку преодолеть одиночество».

Форум-Наставник-ОД-7.jpg

Андрей Рэмович считает, что наставником может стать только целостный человек, умеющий «передавать другим целостное отношение к жизни». По мнению спикера, люди, которые обладают такой способностью, являются даже не золотым, а платиновым фондом нашей страны.

А Ольга Юрьевна Васильева, министр образования и науки Российской Федерации, объясняя свое понимание термина «наставничество», провела для участников форума интересный краткий экскурс в историю нашей страны. По ее словам, наставничество появилось еще в средневековой Руси, но тогда оно выражалось в другой форме – поучениях. Наши предки вкладывали в понятие «поучение» нравственный смысл, ведь без этого невозможен любой вид наставнической деятельности. Первым же раскрыл нравственную составляющую наставничества князь Владимир Мономах. В поучении, которое великий государственный деятель оставил перед нашествием татаро-монголов на Русь, он обращался к сыновьям – будущим правителям –  с таким наставлением: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Так Владимир Мономах говорил не об основах технологического управления государством, а об основах личностных.

Форум-Наставник-ОД-8.jpg

Еще один яркий пример наставничества, который привела Ольга Юрьевна, – деятельность игумена Сергия Радонежского, обладавшего огромной духовной силой. Историки писали, что «тихими и кроткими словами» он мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. По мнению министра образования и науки, именно под нравственным воздействием наставника формируется личность.  

«Сегодня мы присутствуем на форуме, который возрождает историю наставничества. Отрадно, что это движение набирает большие обороты. И особенно важно, что в форуме принимают участие молодые люди, которые олицетворяют собой дух наставничества. Они могут воспитать и обучить своих близких, детей. Это и есть та самая преемственность поколений, о которой мы столько говорим и на которую уповаем совершенно не зря», – подчеркнула Ольга Юрьевна Васильева.  

Форум-Наставник-ОД-9.jpg

Если всё то, о чем говорили спикеры, сложить, как пазлы, в одну большую картину, мы увидим знакомую и интересную историю под названием «Одаренные дети». Ведь и передача знаний от человека к человеку, и трансляция ценностей своим подопечным, и помощь в развитии талантов, и духовно-нравственное воспитание – все это реализуется на нашем портале с помощью интернет-технологий. Однако наставники-организаторы выстраивают коммуникацию со школьниками из всех регионов России не только в виртуальном пространстве: летом преподаватели и студенты ИГУМО проводят для ребят школу «ПатриУм» – трехдневное культурно-образовательное мероприятие, позволяющее молодым гражданам раскрыть свое отношение к Родине. Помимо ценных знаний, опыта, профессиональных навыков ребята приобретают новых друзей-наставников в лице сверстников, преподавателей, студентов и называют их своей семьей.    

«Взаимодействие с волонтерами, организаторами, фотографами, репортерами и, конечно же, педагогами проекта “ПатриУм” рождало особую атмосферу дружественности, добродетельности, творчества. Очень надеюсь, что нас еще сведет судьба. Такие люди должны держаться вместе, тогда будет происходить что-то волшебное и удивительное», – написала в своем блоге Юлия Юсупова, участница школы «ПатриУм 2017».  

 

Екатерина Кудрявцева,

руководитель пресс-службы школы «ПатриУм» 

16.02.2018

Возврат к списку


Поделиться: