Форум «Наставник»: о роли наставничества и патриотизма
Форум «Наставник»: о роли наставничества и патриотизма

Проведение образовательных конкурсов по различным гуманитарным направлениям, предоставление возможностей для реализации творческого и интеллектуально потенциала, организация масштабных мероприятий и поощрение активных ребят – все эти действия мотивируют школьников и повышают интерес молодого поколения к образовательному процессу. Но особую роль в воспитании талантливой молодежи играет наставничество. Так, на нашем портале выработаны методы взаимодействия с талантливыми школьниками, которые способствуют их творческой, профессиональной и социальной реализации. И их основой является метод наставничества, который реализуется с помощью авторской образовательной «3Д-технологии: Дети Для Детей».

ОД-Интервью--Галина-Семья1.jpg

В Москве 13 февраля 2018 г. открылся трехдневный форум «Наставник». Команда интернет-портала «Одаренные дети» приняла участие в этом масштабном мероприятии, ведь наш проект можно назвать «интернет-наставником» для детей из всех регионов России, так как именно наставничество является основным методом взаимодействия с одаренными детьми.

ОД-Интервью--Галина-Семья2.jpg

На форуме мы смогли не только изучить ценный опыт, которым делились региональные представители, но и найти единомышленников и новых партнеров. Для нас важно, что в мероприятии приняли участие действующие наставники, представители HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органы федеральной и региональной власти, сотрудники некоммерческих организаций и образовательных учреждений, великие спортсмены, ученые. Со многими из них мы смогли лично пообщаться, обменяться опытом.  

ОД-Интервью--Галина-Семья3.jpg

Что же такое наставничество? Есть ли что-то общее между наставничеством и патриотизмом? В чем главная задача наставника? Об этом и многом другом нам рассказала член Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг., профессор кафедры психологической антропологии МПГУ, доктор психологических наук Галина Владимировна Семья.

По мнению Галины Владимировны, феномен наставничества не так прост, ведь это не только передача опыта – это постоянное взаимодействие с ребенком. Это очень серьезный труд, и с ним сможет справиться только заинтересованный человек, профессионал, который с душой относится к своему делу. «Многие считают, что стоит однажды помочь ребенку, дать ему совет, и ты уже наставник, но это не так. Дело в том, что наставничество – это не одноразовая помощь и поддержка, это постоянное участие в жизни ребенка, которое позволяет ему раскрыться, реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал, найти себя и определиться с будущей профессией», – продолжила Галина Владимировна.

ОД-Интервью--Галина-Семья4.jpg

На практике неоднократно было доказано, что участие наставника в жизни ребенка благоприятно воздействует на его будущее. Действительно, работа в паре «наставник – подопечный» позволяет школьникам реализовать свой потенциал и найти себя в жизни. На что нужно обратить внимание будущему наставнику? Ведущие ученые в области психологии утверждают, что при взаимодействии с детьми необходимо учитывать три определяющих фактора, которые влияют на то, каким станет ребенок:

1) наследственность;

2) внутреннюю позицию человека;

3) условия развития / среду обитания.

ОД-Интервью--Галина-Семья5.jpg

«В первую очередь наставничество – это то, что меняет внутреннюю позицию ребенка, мотивирует, вовлекает в процесс обучения. Главное, чтобы ребенок не просто выполнял задание, а чтобы ему было это интересно и он захотел делать это самостоятельно в будущем. Для того чтобы результаты обучения были положительными, необходимо выстраивать продолжительные и систематические отношения со школьниками. При правильном взаимодействии наставника с подопечным мысли в голове ребенка превращаются из “мне нужно”, “мне задали” в “я хочу”, “мне это интересно”. Таким образом, у детей появляется желание обучаться, реализовывать свой потенциал, получать новые знания», – рассказала спикер.

«Также не менее значимую роль в развитии ребенка играют условия, в которых он находится. Поэтому особенно важно организовать правильную среду, способствующую максимальному раскрытию творческого и интеллектуального потенциала школьников», – подчеркнула Галина Владимировна.

Интересно, что именно эту цель мы преследовали, создавая интернет-портал «Одаренные дети» – уникальную позитивную площадку для талантливых школьников со всей России, где, принимая участие в профессионально ориентированных конкурсах, ребята постоянно развивают свои способности, реализуются в разных направлениях, общаются с единомышленниками на интеллектуальные и профессиональные темы в разделе «Блоги», а также взаимодействуют с Оргкомитетом портала и получают всестороннюю поддержку.

ОД-Интервью--Галина-Семья6.jpg

В своем выступлении Галина Семья также отметила, что в работе с детьми важно не давать «рецепт» к действиям, а учить ребенка мыслить и принимать решения самостоятельно, не ограничивая его возможности. На портале «Одаренные дети» во время взаимодействия со школьниками мы следуем и этому правилу. Так, мы разрабатываем оригинальные конкурсы по различным гуманитарным направлениями, чтобы дети, принимая участие в интеллектуальных состязаниях, могли всесторонне развиваться.

В завершение беседы Галина Владимировна дала совет начинающим специалистам: «Важно знать, что далеко не каждый человек может стать наставником. Если у вас появилось желание поделиться своим опытом с молодым поколением, то в первую очередь нужно понять свою мотивацию. Необходимо рассчитать свои ресурсы, не переоценив свои силы и возможности. Затем важно понять, с какой категорией детей вы хотите взаимодействовать, какие знания и опыт вы можете им передать. Также не стоит забывать о том, что самое главное в наставничестве – это безопасность ребенка. Поэтому прежде чем стать чьим-то наставником, необходимо пройти специальное обучение».

Интересно, что, по мнению спикера, понятия «патриотизм» и «наставничество» тесно связаны между собой, потому что в их основе лежит духовность. «Наставника, как и патриота, вдохновляет любовь к ближнему и к своей Родине. Их главная роль заключается в умении выстраивать позитивные отношения с людьми, а также в оказании поддержки своим подопечным», – заключила Галина Семья.

На дискуссионных площадках форума «Наставник» спикеры не раз подтверждали, что сегодня наставничество является одним из важных и результативных способов работы с детьми и молодежью. Поэтому особенно ценно, что в основе взаимодействия команды интернет-портала «Одаренные дети» со школьниками лежит несколько форм наставничества. С их помощью мы принимаем участие в жизни детей, оказываем поддержку и направляем их, помогаем ребятам самореализоваться, найти занятия по душе и определиться с будущей профессией. Мы осознаем, насколько важно развивать у молодых граждан духовно-нравственные качества и чувство патриотизма. Именно поэтому в рамках портала «Одаренные дети» мы второй раз проводим масштабный проект «ПатриУм», направленный на воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения. Сейчас на сайте запущена серия конкурсов, посвященных патриотической тематике. Мы приглашаем всех участников портала присоединиться к этим интеллектуальным состязаниям, чтобы снова встретиться в Москве и зарядиться энергией добра и любви!

Виктория Кирилова, Оргкомитет портала «Одаренные дети»

19.02.2018

Возврат к списку


Поделиться: