Всероссийский портал дополнительного образования    система поиска и поддержки молодых талантов
 

Реакция взрослого на вопросы одаренного ребенка

Часто бывает так, что решить задачу оказывается не так сложно как ее сформулировать. И даже одаренным детям нужна помощь родителей и учителей, чтобы поддержать их активность в познании окружающего мира.

В. Вильямс и Р. Стернберг предложили схему, с помощью которой можно дать оценку того, насколько ответы взрослых помогают развивать мышление ребенка. Авторы описали 7 действий, которые в большей или меньшей степени способствуют передачи опыта мышления.

1. Отвержение вопроса  - «Это еще рано знать», «Мы будем проходить это позже». Данная реакция старших способствует лишь тому, что дети перестают задавать вопросы, а без любознательности, без жажды новой информации одаренность растворяется.

2. Повторение вопроса в ответе. Например, «Почему люди в Голландии такие высокие?» - «Потому что они много растут». Ответ становится формальным и не требует размышления. Такую реакцию сложно назвать стимулирующей креативность мышления.

3. Прямой ответ или признание нехватки информации. Как правило, получив новую информацию, ребенок продолжает задавать вопросы (эффект «почему»), что поддерживает его интерес к поиску знаний.

4. Предложение найти источник знания – «Давай посмотрим в энциклопедии». Такая реакция взрослых демонстрирует, насколько важно не только знать правильный ответ, но и уметь самостоятельно найти нужную информацию.

5. Предложение нескольких вариантов ответа. В данном случае ребенок осознает, насколько разнообразны могут быть ситуации, их причины и следствия.

6. Формулировка и проверка гипотез. Вместе с ребенком можно порассуждать о том, какая из версий правдоподобна, и как это можно доказать.

7. Совместная проверка гипотез. Взрослый может предложить способы сбора информации, вместе обсудить справедливость каждого варианта. Подобное сотрудничество учит ребенка не только думать над ответами, но и действовать для решения интересующих задач.

Таким образом, одаренность и успех ребенка во многом зависят от той среды, которую для него создают взрослые. И в зависимости от заинтересованности взрослого, будет развиваться познавательная активность одаренных детей.

Н.Н. Богук, заведующая кафедрой педагогики ИГУМО


Возврат к списку

Одаренные дети - портал, позволяющий молодежи общаться по интересам, развивать таланты, получать признание, поддержку профессионалов и приятные бонусы
Связь с командой портала