Всероссийский портал дополнительного образования    система поиска и поддержки молодых талантов
 

Развитие детей с признаками одаренности

Развитие детей с признаками одаренности

13-14 ноября в Москве прошел всероссийский сетевой форум с международным участием «Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу Десятилетию детства». В рамках конференции «Настоящее и будущее одаренных детей» с докладами на тему детской одаренности выступили ученые, эксперты, педагоги, руководители образовательных учреждений и общественных организаций. Участники мероприятия представили модели взаимодействия с активными талантливыми школьниками, обсудили перспективы и основные задачи Национальной стратегии действий в интересах детей в рамках Десятилетия детства, а также затронули вопрос о необходимости внедрения общенациональной системы по выявлению, поддержке и развитию талантливой молодежи во всех субъектах РФ.

Как определить, что ваш ребенок одаренный? В чем плюсы и минусы ранней профилизации? Что такое возрастная одаренность? Какие особенности присущи детям с яркими проявлениями интеллектуальной одаренности? Об этом и многом другом в рамках дискуссии рассказал доктор психологических наук, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики ПИ РАО Виктор Иванович Панов.

на-ОД-Панов_лаборатория-одаренности_22.11-на-ОД2.jpg

Как известно, существует множество определений понятия «одаренность», «одаренный ребенок». По мнению Виктора Ивановича, суть этих терминов наиболее точно отражена в рабочей концепции одаренности Богоявленской Д. Б. и Шадрикова В. Д. Ученый убежден, что данные исследования по теме одаренности не потеряли своей актуальности, так как сборник является результатом консенсуса ведущих специалистов по одаренности. По мнению ученого правильнее использовать термин ребенок с признаками одаренности, так как выражение «одаренные дети» не совсем точно выражает содержание этого термина.

Профессор привел несколько примеров определений, по его мнению, выражающих суть данного понятия:

«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»;

«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

на-ОД-Панов_лаборатория-одаренности_22.11-на-ОД3.jpg

«Одной из основных проблем выявления и отбора детей с признаками одаренности – парадокс в методологии самого отбора. Ведущие специалисты из разных областей считают, что сама одаренность не сводится к способностям. Парадокс заключается в том, что мы измеряем её с помощью психометрических методик, которые оценивают уровень развития способностей» – отметил Виктор Панов.

Далее ученый выделил несколько особенностей, которые присущи детям с яркими проявлениями интеллектуальной одаренности: 

  • Ребенок с признаками одаренности обладает сильнейшей внутренней мотивацией на интеллектуальную работу и ненасыщаемой потребностью в интересующей его интеллектуальной деятельности.

  • Также одной из особенностей такого ребенка является сверхпогружение в интересующую его работу. Ему сложно переключиться на другое задание, так как он не может оторваться от выполнения предыдущей задачи.

  • Деятельность детей с признаками одаренности часто является сверхнормативной. Даже если ребенок идеально выполнил задачу, он продолжает работать над сверхзадачей, которую сам же себе и придумал. Когда они чувствуют, что не справляются, сильно расстраиваются. В итоге ребенок может закрыться или отказаться что-либо делать.

  • Одаренные дети подвержены диссинхронии в развитии разных сфер психики. Так, ребенок по интеллектуальному развитию может опережать сверстников на 2-4 года, а по произвольной регуляции своего поведения может даже отставать от своего возраста.

  • Также одаренные дети являются эмоционально лабильными, тревожными, им сложно социализироваться, так как при взаимодействии с людьми они часто испытывают напряжение и дискомфорт. 

Ученый рассказал и о возрастной одаренности. Считается, что она может проявляться как в младших классах и угасать к окончанию школы, так и наоборот. Есть такие виды одаренности, которые раскрываются в детстве. К этим талантам можно отнести юношеское сопрано, гимнастические способности школьников и другие. Научно доказано, что эти виды одаренности достигают своего пика в детстве или юношестве, а в дальнейшем либо пропадают, либо останавливаются в развитии. Также талант может раскрыться и в более поздний период. Например, считается, что академические способности в области психологии часто раскрываются в зрелом возрасте, так как человек набирается жизненного опыта, становится более мудрым и внимательным, начинает многое осознавать.

Поэтому в развитии способностей у детей с признаками одаренности особенно важен развивающий характер образовательной среды и индивидуальных подход. Ученый выделил её основные критерии: 

  • Образовательная среда должна быть насыщена разнообразными видами технических, гуманитарных, физических и духовно-нравственных видов деятельности;

  • Многопрофильность образовательного пространства, в котором представлены разные виды учебной и внеурочной деятельности позволит детям «найти себя» и проявить свой творческий потенциал развития.

  • Широкая профилизация на ранних этапах обучения с целью общего личностного и познавательного развития одаренного.

на-ОД-Панов_лаборатория-одаренности_22.11-на-ОД4.jpg

Виктор Иванович особо отметил проблему ранней профилизации. По его мнению, во время ранней профилизации происходит отожествление и подмена общего развития. Часто родители и учителя замечают у ребенка какую-либо способность и начинают активно ей заниматься, делая упор только на развитие одаренности. Вследствие этого происходит ограничение возможностей для личностного развития обучающегося. Дети, чей талант начал проявляться в юном возрасте начинают отставать в социальном и личностном развитии от своих сверстников. В связи с этим нельзя ограничивать деятельность школьников и дошкольников, развивать их способности в одном направлении.

«Если мы ограничиваем технологию обучения, проводим раннюю профилизацию, то мы делаем психолого-педагогическую депривацию личностного развития. Развивается только интеллект, или только спортивные способности. В таких случаях родители забывают о том, что у их ребенка есть еще телесная сфера сознания, эмоциональная, личностная и духовно-нравственная» – заключил Виктор Панов. 

Виктория Кирилова, Оргкомитет портала «Одаренные дети»


Возврат к списку

Одаренные дети - портал, позволяющий молодежи общаться по интересам, развивать таланты, получать признание, поддержку профессионалов и приятные бонусы
Связь с командой портала