Всероссийский портал дополнительного образования    система поиска и поддержки молодых талантов
 

Одаренность – это общая характеристика личности или она имеет специфическую направленность?

Отечественные ученые, такие как Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др., занимающиеся вопросами исследования одаренных детей, выделяют «общую» одаренность как особое сочетание способностей и «специальную» одаренность, направленную на определенный вид деятельности.

Общая одаренность, по Б.Г. Ананьеву, характеризуется единством всех данных человека – интеллекта, эмоциональной сферы, темперамента, скорости выполнения деятельности, – которые позволяют быть продуктивным и успешным. Однако в настоящее время не существует однозначных методик определения этого вида одаренности.

Специальная одаренность определяется по ведущему типу деятельности. В данной категории выделяют следующие виды одаренности:

– интеллектуальная одаренность (высокий уровень развития интеллекта): у детей, обладающих данным видом одаренности, наблюдаются повышенная любознательность, наблюдательность, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, способность самостоятельно получать знания и развитые навыки планирования;

– академическая одаренность (высокая успешность в обучении): такие дети достаточно легко делают логические умозаключения и оперируют абстрактными понятиями, они способны быстро классифицировать и систематизировать материал по интересующему их предмету; как правило, академическая одаренность направлена на одну из сфер – предметы гуманитарного цикла, математические науки, естественно-научные дисциплины;

– творческая одаренность (креативность): для таких детей типичны изобретательность в играх и использовании материалов и идей, способность не только выдвигать гипотезы, но и разрабатывать их; они часто импровизируют и высказывают много разных идей по поводу конкретных ситуаций;

– социальная (лидерская) одаренность описывается как инициативность и особая успешность в общении со сверстниками и взрослыми, способность к сопереживанию, тенденция к руководству играми и другими занятиями;

– художественная одаренность – проявляется предпочтением визуальной информации, экспериментами с использованием средств художественной выразительности, оригинальностью художественной, музыкальной и сценической продукции;

– психомоторная (спортивная) одаренность: такие дети очень активны в движениях, отлично удерживают равновесие и маневрируют, обладают хорошей координацией и широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому).

Все эти виды специальной одаренности объединяет то, что дети проявляют повышенный интерес к избранной области деятельности и упорство в совершенствовании своего мастерства.

Н.Н. Богук, заведующая кафедрой педагогики ИГУМО

 


Возврат к списку

Одаренные дети - портал, позволяющий молодежи общаться по интересам, развивать таланты, получать признание, поддержку профессионалов и приятные бонусы
Связь с командой портала