Всероссийский портал дополнительного образования    система поиска и поддержки молодых талантов
 

Новые подходы в выявлении одаренности

Новые подходы в выявлении одаренности

Дошкольное детство – важный этап в формировании личности ребенка и раскрытии его способностей. В этом возрасте у детей проявляется высокий творческий потенциал, а это основа одаренности. Дошкольники особо чувствительны к воздействиям окружающей среды, поэтому работать с ними нужно максимально аккуратно. О том, как на современном этапе выявлять одаренных детей и сохранять их психологическое здоровье, мы поговорили с психологом Еленой Сергеевной Беловой, научным сотрудником лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО.

По словам Елены Беловой, интеллектуальное, социальное, эмоциональное и двигательное развитие у маленького ребенка часто происходит неравномерно. Особенно это заметно у одаренных детей. Например, дошкольник может иметь замечательный словарный запас, легко участвовать в беседе со взрослыми, но его двигательные навыки могут развиваться такими же темпами, как у сверстников.

Дети с высоким творческим потенциалом, отнесенные к одаренным, составляют 13,6% обследованных детей 5–6 лет, 15% выборки 6–7-летних. Установлено, что одаренные дошкольники превосходят сверстников по творческому, интеллектуальному развитию, уровню сформированности коммуникативных умений, словарному запасу. У них более выражены познавательная потребность и стремление к творческому самовыражению.

Но опережение в творческом и умственном развитии дошкольника не означает опережения во всем. Для некоторых одаренных детей характерно сочетание высокого творческого потенциала с недостаточностью развития общения, трудностями в формировании речи, концентрации внимания.

Творческий потенциал заложен с рождения. У разных детей он различен, и раскрыться он может в любой из областей человеческой деятельности. Развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе. Необходимы специальная психологическая помощь и поддержка в раскрытии талантливой личности.

Основная задача психологов – выявить детей со скрытой одаренностью и разработать методы диагностики для массового использования в школе. «У нас нет тестовой батареи измерения интеллекта в современном его понимании», – пояснила Елена Белова. А измерять нужно не только интеллектуальные способности, но и перфекционизм, тревожность, социальные навыки. У детей разных культур и этносов эти способности проявляются по-разному, и это необходимо учитывать.

Однако проходить все тесты долго. Сейчас введено адаптивное тестирование –испытуемому подбираются задания в зависимости от того, насколько успешно и быстро он справился с предыдущими. Для сравнения, когда педагог на экзамене спрашивает отличника, он не начинает проверять его знания с алфавита, он сразу задает достаточно сложные вопросы, чтобы ученик мог проявить себя.

Одаренность выявляется не одними предметными олимпиадами, ведь это не только интеллект, но и личностные, социальные навыки. Ребенок должен получать обратную связь, он должен осознавать свой уровень ответственности, уверенности, коммуникабельности. Именно поэтому разрабатываются опросники нового типа: в них ребенок не выбирает, что хорошо, а что плохо, он выбирает то, что больше подходит ему. Все эти инструменты могут помочь ребенку саморефлексировать.

«Изучение одаренности как феномена необходимо для полноценного диалога России с зарубежной наукой. У нас национальная система выявления одаренных детей, она со своими традициями и нормами, но если мы хотим на научном уровне доказывать эффективность нашей системы образования, мы не обойдемся без интернациональных измерений», – заключила Елена Белова.

Агата Коровина


Возврат к списку

Одаренные дети - портал, позволяющий молодежи общаться по интересам, развивать таланты, получать признание, поддержку профессионалов и приятные бонусы
Связь с командой портала