Всероссийский портал дополнительного образования    система поиска и поддержки молодых талантов
 

Конкурс по журналистике - Звездное будущее

Конкурс по журналистике - Звездное будущее
Хочешь стать журналистом? Участвуй в наших конкурсах, организованных оргкомитетом проекта «Одаренные дети»! Это поможет тебе постичь тайны профессии, пройти творческий конкурс в вуз. Если ты пока не уверен, что журналистика – это твое призвание, все равно участвуй в конкурсах. Так ты сможешь проверить свои способности и научиться секретам мастерства. Главное – не бояться сделать первый шаг! Все мастера пера когда-то с чего-то начинали. И, конечно же, ошибались. Надеемся, что наши мастер-классы и общение в группе помогут тебе правильно оценить свои силы и научат писать тексты для газеты, радио, телевидения, интернета.

Тема нашего конкурса по журналистике – «Звездное будущее». Ее навеяла красивая картинка на главной странице сайта. Уверены, что тебе будет очень интересно окунуться в загадочный мир космоса. Если преодолеешь два этапа конкурса онлайн, то попадешь в финал, который будет проходить в Москве. И тут тебя ждут поистине космические возможности и звездное будущее: общение с космонавтами и опытными журналистами, посещение редакций, стажировки в газетах и на телевидении и многое другое. Если не пройдешь какой-то из этапов, все равно останешься в выигрыше: во-первых, сможешь попрактиковаться в будущей профессии и «примерить» ее на себя, во-вторых, узнаешь много интересного, в-третьих, заведешь друзей со всей страны, которым интересна журналистика. А уж в следующий раз, набравшись опыта, точно победишь. В общем, весь мир в твоих руках. Дерзай!

Конкурс состоит из трех этапов.

Первый этап конкурса. Тебе надо будет ответить на вопросы и выполнить небольшие задания на космическую тематику. Кроме того, ты сможешь задать вопросы космонавту, который сейчас находится на орбите!

Сроки проведения первого этапа: с 1 февраля по 31 марта 2015 г.

Форма проведения первого этапа: дистанционно.

Требования к подаче материала: формат подачи – документ Word. Работы сдаются посредством заполнения формы на сайте конкурса.

Второй этап конкурса. Тебе надо будет написать эссе на космическую тему.

Сроки проведения второго этапа: с 1 апреля по 30 апреля 2015 г.

Форма проведения второго этапа: дистанционно.

Требования к подаче материала: документ в формате Word объемом не более 1–1,5 страниц формата А4 (2000–3000 печатных знаков). Работы сдаются посредством заполнения формы на сайте конкурса.

Третий этап конкурса. Тебе необходимо будет взять интервью у космонавта и написать материал для газеты.

Сроки проведения третьего этапа: с 1 мая по 31 мая 2015 г.

Форма проведения третьего этапа: очно (по согласованию).

Финал нашего конкурса пройдет в г. Москве. Дата проведения финала будет сообщена дополнительно.

Возраст участников. В конкурсе могут принимать участие лица в возрасте от 10 до 17 лет.

Критерии оценки. Оцениваться будут соответствие выполненной работы требованиям конкурса, креативность, умение логично мыслить и красиво излагать свои мысли, способность находить в открытых источниках интересную информацию и творчески ее переосмысливать, оперирование научно подтвержденными фактами и их корректное изложение.

Победители конкурса награждаются дипломами I, II, III степени, а также специальными призами.

Требования к конкурсу:

Тебе надо будет ответить на вопросы и выполнить небольшие задания на космическую тематику. Кроме того, ты сможешь задать вопросы космонавту, который сейчас находится на орбите!

Первые 8 заданий обязательны для выполнения. Если ты не можешь дать некоторые ответы на вопросы 9–12, то все равно отправляй работу на конкурс: если остальные задания ты выполнил хорошо, то у тебя есть шанс пройти в следующий тур.

1. Опиши какой-либо космический объект, подобрав максимальное количество синонимов к нему. Например, «Марс – Красная планета – наш сосед по Солнечной системе и т.п.»; «Международная космическая станция – МКС – орбитальный дом – космическая лаборатория и т.п.». Подбери самые интересные факты о выбранном объекте и красочно их изложи. Постарайся уложиться в 1000 знаков.

2. Задай интересный вопрос космонавту, который сейчас находится на МКС. Постарайся придумать действительно необычный и любопытный вопрос – важно качество, а не количество. Лучшие вопросы, присланные участниками конкурса, мы зададим космонавтам.

3. Найди в интернете три эффектных заголовка к материалам на космическую тему, дай ссылки на них.

4. Найди в интернете три материала на космическую тему с неудачными заголовками. Дай ссылку и предложи свои варианты заголовков.

5. Найди в интернете хотя бы один материал из СМИ на космическую тему, в котором есть фактическая ошибка. Дай ссылку и напиши, в чем ошибка.

6. Придумай не менее трех тем для журналистских материалов на космическую тему.

7. Перечисли самые популярные мифы, связанные с космосом: те теории и версии, которые, несмотря на многократное опровержение учеными, все равно регулярно обсуждаются в СМИ.

8. Придумай подпись к фотографии космонавта Сергея Рязанского, сделанной с МКС. Кстати, Сергей входит в состав жюри нашего конкурса. (фото см.ниже)

9. Задача на логику и сообразительность. Если ты уронил какой-то предмет, то будешь искать его на полу где-то рядом. А теперь представь, что ты в невесомости уронил, например, ложку, которая улетела от тебя в неизвестном направлении. Где ты будешь ее искать на огромной космической станции? Что нужно сделать, чтобы найти ее быстрее? Чем пользуются космонавты, чтобы не терять предметы на МКС?

10. Кто легче переносит состояние невесомости – птицы или кролики? Почему?

11. Во время первых полетов в космос американские астронавты столкнулись с серьезной проблемой: обычные шариковые и чернильные ручки в невесомости не писали, поскольку из-за 

отсутствия притяжения чернила поднимались в верхнюю часть стержня. Но надо же было как-то записывать свои наблюдения, вести бортовой журнал. Многие ученые ломали голову над задачей, как создать пишущую в невесомости ручку. А советские космонавты решили эту проблему очень просто. Как?

12. Один французский винодел увлекался астрономией и был очень заинтригован обратной стороной Луны. Он объявил: тем, кто поможет человечеству узнать, что находится на невидимой части спутника, будет отправлен вагон прекрасного французского вина. Через какое-то время винодел сдержал свое слово, отправив в СССР ценный груз. После какого события это произошло?

Отправляй свои работы по адресу jurn@globaltalents.ru

Жюри будет рассматривать ответы только зарегистрированных на этом портале участников, поэтому проследи, чтобы имя и фамилия профиля были настоящими. Будет обидно, если ты не получишь какой-то бонус лишь из-за того, что участвуешь в конкурсе под выдуманным именем.

В письме обязательно укажи:

1. ФИО;
2. Город (или населенный пункт), в котором ты живешь; 
3. Возраст; 
4. Место учебы; 
5. Электронный адрес.

Удачи!

Фотография к вопросу №8:

ryazanskiy.jpg

Комментарии к I этапу конкурса

Результаты 1 тура конкурса мы объявляли раньше, а теперь комментарии к присланным работам!

1. Все хорошо потрудились, придумали много синонимов звездных объектов, при этом выбрали очень интересные темы. Но иногда в погоне за количеством страдало качество. Например, комета – это все же не галактика. Обидно, что одному из чемпионов по синонимам пришлось немного снизить баллы за эту досадную ошибку. Не корректно называть Солнце «красным гигантом» при условии, что оно относится к типу звезд «желтый карлик», но в этом случае сниженные баллы компенсировались дополнительными за поиск интересных фактов об описываемом объекте! Еще один автор назвал комету «пилигримом Млечного пути» - очень красиво, но не точно. Все-таки пока нет данных о том, что эти хвостатые путешественницы могут улетать за пределы Солнечной системы. Но и в этом случае на общий результат задания эта неточность не повлияла, потому что автор прекрасно поработал с фактами и получил за это дополнительные баллы! 

2. Очень порадовал тот факт, что среди вопросов, которые вы задавали космонавтам, почти не было банальных. Выбрать лучший было невозможно, каждый вопрос был интересен по-своему, поэтому большинство участников за это испытание получили максимальное количество баллов. 

3. Надеемся, что во время поиска ответа на этот вопрос вы прочитали много интересной информации о космосе и заодно разобрались, какие заголовки можно назвать удачными. Почти все справились с этим заданием на 4 и 5.

4. Приятно, что многие участники конкурса смогли придумать заголовки не хуже, и даже лучше профессиональных журналистов. Замечательно, что некоторые смогли еще и объяснить свой выбор. Но не всегда в этом вопросе краткость - сестра таланта. Если речь идет о газете, то иногда приходится придумывать короткие заголовки, которые поместились бы в отведенное место на полосе. В Интернет-СМИ таких ограничений, как правило, не бывает. Поэтому мы, например, не согласны с участником конкурса, который предлагал поменять яркий, но длинный заголовок («Когда модуль коснулся кометы, я запрыгал») на короткий («Праздник астрономии»). 

5. Думаю, что после того, как большинство участников конкурса смогли найти фактические ошибки в опубликованных материалах на космические темы, сами они станут внимательнее относиться и к собственным текстам, тщательно проверяя всю информацию. Очевидно, что в такой сложной сфере есть много не доказанных теорий, но в описании к конкурсу мы предупреждали, что просим всех придерживаться только официально признанных наукой фактов. Поэтому, как бы это не было обидно для многих, но первыми (и пока единственными) людьми на Луне были американцы. 

6. Большинство ребят предложили любопытные темы для журналистских материалов, но некоторым из вас удалось нас приятно удивить – вы сумели предложить нечто новое! Молодцы!

7. Ответы на этот вопрос оказались одинаковы у большинства участников, с одного и того же сайта. Проблема лишь в том, что в интернете не вся информация достоверна и правильно изложена. Даже профессиональные журналисты иногда допускают ошибки. Так вот, имейте в виду, что космонавты на орбите Земли на самом деле находятся в состоянии невесомости. Кстати, если бы вы внимательно прочитали вопрос № 9, например, то, вероятно, не повторили бы ошибку автора текста в интернете. 

8. Многие ребята придумали очень красивые и необычные подписи к фотографии космонавта Сергея Рязанского – молодцы!

9. На этот вопрос мы не получили ни одного правильного ответа, поэтому максимальное количество баллов не получил никто. Но некоторым ребятам мы дали поощрительные баллы за подробный рассказ о том, как устроен быт на МКС, чтобы вещи не терялись в невесомости. Многие предложили искать пропавшую ложку с помощью магнита, но представьте, сколько в орбитальном доме металлических предметов, которые будут притянуты! На самом деле чаще всего пропавшие предметы рано или поздно оказываются у вентиляционной решетки. Если ложка улетела только что, то можно «подвесить» какой-нибудь предмет в невесомости в этом месте и посмотреть, в какую сторону он движется под воздействием вентиляции. В том направлении и искать. 

10. Всего лишь несколько человек ответили на этот вопрос верно. Запомните: не всегда кажущийся правильным ответ оказывается истиной. Надо всегда перепроверять информацию. Итак, кролики легче переносят состояние невесомости, а вот птица страдает от голода, потому что она может проглатывать пищу только при воздействии силы тяжести, так как у нее нет специальных приспособлений для самостоятельного глотания. 

11. На этот вопрос все ребята ответили правильно: советские космонавты писали карандашами, поскольку обычные шариковые или чернильные ручки в условиях невесомости не пишут- из-за отсутствия притяжения чернила поднимаются в верхнюю часть стержня.

12. И на этот вопрос большинство участников конкурса ответили правильно: советский космический аппарат «Луна-3» в 1959 году впервые сделал снимки обратной стороны Луны. Французский винодел, обещавший отправить вагон вина тому, кто первый сможет узнать, что находится на обратной стороне Луны, сдержал свое обещание. Ценный груз был доставлен в ОКБ-1, коллектив которого занимался разработкой летательного аппарата и съемками Луны.

Несмотря на то, что не все участники конкурса смогли правильно ответить на все вопросы, оргкомитет был приятно удивлен и уровнем знаний, и умением искать информацию, и стилем изложения – всем, что пригодится будущему журналисту. Желаем вам всем профессиональных успехов и дальнейших побед и на нашем портале, и в других конкурсах!

Ответы космонавта Антона Шкаплерова на вопросы

Ответы космонавта Антона Шкаплерова на вопросы участников конкурса юных журналистов Всероссийского интернет-проекта «Одаренные дети»

Дарья Буланцева

- Остановит ли вас тот факт, что дальше Марса людям не пробраться?

Уверен, что ученые и инженеры придумают такие мощные ракеты и корабли, которые смогут доставить космонавтов в самые отдаленные уголки Вселенной. Надо всегда ставить сверхзадачи и пытаться достичь цели, которые кажутся не реальными. Если бы люди останавливались перед трудностями, то я бы сейчас вам не отвечал с орбиты, ведь когда-то полеты в космос тоже казались фантастикой.

- Существует доказанное утверждение того, что вселенная бесконечна. Как вы (т.е. все космонавты в целом) собираетесь полностью её изучать, если она такова?

Космонавты, ученые, инженеры будут изучать вселенную шаг за шагом. И не беда, если что-то останется не познанным. Было бы скучно жить, если все загадки разгаданы.

Виктория Галкина: О чем космонавтам лучше не думать на земле?

Ни на земле, ни в космосе не надо думать о плохом, злом, желать кому-то зла, завидовать. Впрочем, это правило касается не только космонавтов, а всех людей вообще.

Полина Кирьянова 1) Многие в детстве хотели стать космонавтом, а кем вы хотели стать?

В 70-е годы, когда я родился и рос, космонавтика была на пике популярности. И я, конечно же, тоже мечтал о полетах в космос. Я разработал небольшой план, как достичь этой цели. Я следил за своим здоровьем, старался учиться как можно лучше в школе, занимался спортом. Естественно, вредные привычки, такие как курение, алкоголь и наркотики, мне были не известны. После окончания школы я поступил в Военное летное училище. По достижению определенного возраста, осознал, что могу стать космонавтом, написал рапорт и после отбора был зачислен в отряд космонавтов.

2) Знаете, говорят «Восток дело тонкое». А что емкое и точное вы могли бы сказать про космос?

Космос – загадочный и прекрасный.

3) Происходило ли что-нибудь на космической станции необычное, не поддающееся объяснению обычной науки?

Если речь о чем-то сверхъестественном, то я с этим не сталкивался. Но у нас тут, конечно же, много всего необычного. Например, мы ставим научные эксперименты, которые ученым еще только предстоит осмыслить и изучить, чтобы делать очередные открытия. 

Анна Кобозева Полет в космос – ваша мечта или предназначение?

Это мечта, ставшая предназначением.
С чем можно сравнить те чувства, которые вы испытали, отправившись в космос и увидев ту недоступную для обычного человека часть Вселенной? 

Очень сложно сравнить с чем-либо эти чувства, они неземные – в прямом и переносном смыслах слова. 

Все космонавты, попадая сюда, на околоземную орбиту и видя нашу прекрасную Землю, бывают просто поражены. Ни одно существующее оборудование - фото, видео - не может передать то, что мы видим своими глазами. Поэтому мы стараемся все наше свободное время потратить на то, чтобы любоваться нашей Землей, различными небесными объектами.
Вкусен ли космический борщ?

Космический борщ, конечно, вкусный, но со временем любая пища приедается. У нас тут очень обширное меню, которое мы заранее выбираем себе на Земле. Никакой сублимированный продукт не заменит свежеприготовленный. Особенно под конец полета – а мы возвращаемся на землю 11 июня – уже очень хочется домашней пищи, даже при таком замечательном и разнообразном бортовом питании.

Марина Круглова Многие мечтают стать космонавтами, а о чем мечтают сами космонавты?

Космонавты на орбите мечтают быстрее увидеть своих родных и близких, а на земле – снова полететь в космос! Вот такой парадокс.

Ирина Макарова Возможно ли, что на какой-то из планет Вселенной живут души наших предков и вообще все души умерших людей? И отсюда сразу уточнение: вы верите, что именно Бог создал Вселенную?

Ирина, настоящие журналисты (как и космонавты) должны опираться на доказанные наукой факты. Но идея любопытная, может, тебе стоит написать об этом фантастический рассказ? 

Карина Перич 1)Уважаемые космонавты, существует достаточное количество теорий о начале жизни вселенной. В вопросе о происхождении Вселенной до сих пор нет никакой ясности, несмотря на огромные знания, накопленные человечеством. Самая распространенная на сегодняшний день версия – это так называемая теория Большого взрыва. Однако, вы, те люди, которые связывают свою жизнь с космосом, что по этому поводу думаете?

Мы думаем, что Вселенную надо продолжать изучать, чтобы узнать точный ответ на этот вопрос.

2) Если бы вы встретили в космосе разумного представителя инопланетной цивилизации, то каковы были бы ваши действия?

Разумеется, всеми доступными нам методами мы бы показали свои миролюбивые намерения, постарались бы наладить с ним контакт, чтобы узнать подробности о планете, с которой он прилетел.

3)Мечта практически каждого ребенка стать настоящим космонавтом. Я считаю, что большинство из них просто хотят увидеть вселенную своими глазами. Когда обычный человек сможет полететь в космос?

Обычные люди уже летали в космос – так называемые космические туристы, но их единицы. Это очень дорогое удовольствие, и не всегда программа полетов позволяет включить в экипаж непрофессионалов. Но сейчас начали активно развиваться разные программы суборбитальных полетов, когда специальный корабль поднимается на такую высоту, чуть выше 100 км., когда уже начинается невесомость, находится там несколько минут, а потом спускается на землю – можно и планетой полюбоваться, и чувство невесомости испытать, при этом не нужно много лет тренироваться перед полетом. Так что, возможно, скоро это станет доступно многим.

Арслан Шамсутдинов А) Мы очень много общаемся в социальных сетях. Комментарии, лайки - спутники нашей жизни. Можно ли вас найти, например, в контакте и стать вашим виртуальным другом? Если да, то выкладываете ли вы на своей страничке видео, фото, есть ли комментарии? И вообще есть ли на МКС интернет со всеми браузерами и прочее?

Конечно, на МКС есть интернет, мы можем и в социальных сетях оставлять свои записи, фото, видео. Но у нас тут очень много работы, поэтому сложно выкроить время на это. Поэтому я веду свой блог не очень часто, его можно увидеть на сайте Роскосмоса.

В) Есть ли у вас талисман, который вы берете с собой на МКС и что это?

Обычно наши талисманы – игрушки наших детей, выполняют функцию индикатора невесомости. У меня, например, это игрушка дочки Киры (8 лет), мультипликационный герой снеговик Олаф. Мы подвешиваем их в корабле, и когда игрушка перестает просто висеть, а начинает парить, мы понимаем, что уже достигли той высоты, на которой начинается невесомость. 

Д) Для того, чтобы стать космонавтом нужно быть:

а- отличником

б- спортсменом

в- целеустремленным человеком

д- иметь благозвучную фамилию. 

Все, кроме последнего пункта. 

Е ) Человек в космосе уязвим, особенно его психика. Читал, что некоторые космонавты испытывают фантастические сновидения - состояния (ФСС). Были ли у вас такие и в кого вы тогда перевоплощались? Были ли у вас вещие сны, связанные с этим явлением?

Ничего странного со мной в космосе не происходило. Снятся такие же сны, как и на Земле (цветные, черно-белые, разной тематики). Главное, чтобы было время поспать. Ведь когда ты в космосе, жалко тратить время на сон, хочется заняться чем-то более интересным и плодотворным.

Егор Щекочихин «Вам нравится невесомость?»

Егор, состояние невесомости – очень необычное по ощущениям. Но к нему надо привыкнуть. С одной стороны, это очень весело, когда можно летать по станции, кувыркаться. С другой стороны, все мышцы постоянно расслаблены, поскольку им не приходится преодолевать притяжение. Поэтому, если мы не будем здесь каждый день заниматься спортом, то, вернувшись на землю, не сможем ходить – мышцы атрофируются. В невесомости очень удобно спать. Во-первых, это можно делать и на стене, и на потолке, во-вторых, мышцы расслаблены, поэтому организм отдыхает полностью. Но есть масса неудобных моментов. Например, не сразу привыкаешь к тому, что нельзя просто положить какой-то предмет на стол – он может улететь. Надо обязательно все закреплять специальными резинками или клейкой лентой, чтобы предметы не разлетались по станции. А вообще – это, конечно, удивительное чувство, которое на земле не испытаешь.

И в конце хочу поблагодарить всех ребят за интересные вопросы. Здорово, что вас интересует космос, и вы разобрались во многих сложных вопросах, выполняя задания конкурса. Перед вторым полетом мне выпала честь в родном Севастополе, в самом космическом районе – Гагаринском - открыть аллею космонавтов. Там я познакомился с учениками школы №54 имени первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Они тоже задавали мне интересные вопросы. Вы не представляете как нам, космонавтам, приятно видеть ваши горящие глаза и отвечать на ваши многочисленные вопросы о космосе! И я уверен, что такие ребята есть в каждой школе нашей огромной страны! Мальчишки и девчонки, я желаю, чтобы ваш интерес к космосу перерос в какую-либо важную и нужную космическую профессию - инженера или конструктора, космонавта, испытателя или инструктора, медика или ученого! Возможно, вы станете журналистами, которые станут писать на космические темы и рассказывать новым поколениям о загадках нашей вселенной. Удачи вам и не расстраивайтесь, если пока не победили в конкурсе, зато узнали много всего интересного. Уверен, что эти знания пригодятся вам в будущем. А финалистов поздравляю с тем, что они справились со сложными заданиями. Жаль, что нельзя всем ребятам дать первое место, но ваши главные победы в жизни еще впереди!

Итоги конкурса

I место - Галкина Виктория и Кобозева Анна
III место - Круглова Марина

Смотреть работы победителей конкурса




Возврат к списку


Одаренные дети - портал, позволяющий молодежи общаться по интересам, развивать таланты, получать признание, поддержку профессионалов и приятные бонусы
Связь с командой портала